Эротичный взгляд из XIX века

Крупнейший французский художник Гюстав Курбе сочетал в своем творчестве романтический и реалистический стили, используя разные жанры классической живописи. Наряду с прекрасными сентиментальными пейзажами, натюрмортами, портретами известна его скандальная серия эротических произведений. 10 июня, в 195-ю годовщину со дня рождения Гюстава Курбе, предлагаю ознакомиться с этим циклом.

Эротичный взгляд из XIX века
Гюстав Курбе. Автопортрет, 1846

Жан Дезире Гюстав Курбе родился 10 июня 1819 года в зажиточной крестьянской семье виноградаря в Орнане. В 1831 году будущий художник начал посещать семинарию в родном городке, но поведение его столь контрастировало с тем, что ожидалось от семинариста, что никто не брался отпускать ему грехи. В 1937-м по настоянию отца, мечтавшего о юридической карьере для сына, Гюстав стал студентом Коллеж-Рояля в Безансоне, параллельно обучаясь премудростям живописи в Колледже изобразительного искусства. Последнее занятие привлекало его больше всего, и он заявил отцу, что хочет стать художником. В 1839 г. Гюстав Курбе переезжает в Париж. Он регулярно посещает Лувр, изучая и копируя работы старых мастеров. В 1844 г., после нескольких неудачных попыток, его картина «Автопортрет с черной собакой», созданная в 1842 г., была принята в экспозицию Салона, ежегодной выставки Академии изящных искусств.

Эротичный взгляд из XIX века

Его стиль критиковали за нетрадиционность и смелость, но Курбе и не думал прислушиваться к подобным рекомендациям, а знакомство с творчеством нидерландских художников Франса Хальса, Рембрандта и вовсе убедило его в правильности избранного пути: живописец должен изображать реальную окружающую жизнь. Таковыми стали картины Гюстава Курбе «Дробильщики камня», «Крестьяне из Флажи возвращающиеся с ярмарки», «Похороны в Орнане», «Деревенские барышни».

Эротичный взгляд из XIX века
Эротичный взгляд из XIX века
Эротичный взгляд из XIX века
Эротичный взгляд из XIX века

В 1855 г. для экспозиции на Всемирной выставке Гюстав Курбе представил четырнадцать картин, однако несколько из них были отклонены из-за недостатка места. Возмущенный художник построил рядом с официальным местом проведения свой «Павильон реализма», в котором разместил сорок работ.
Критическое отношение Курбе к традиционной живописи прекрасно иллюстрирует его серия эротических картин. Подняв переполох своими «Купальщицами», изобразив двух отдыхающих проституток на лоне природы, Курбе навлек на себя гнев критики. «Купальщицы» были слишком откровенны для тогдашнего зрителя, даже Наполеон
III, пришедший полюбоваться прекрасным, был шокирован настолько, что хлестнул по ней хлыстом.

Эротичный взгляд из XIX века

Новаторство Курбе в эротике заключалось в изображении реального человека, а не мифологического персонажа, во-вторых, критика усмотрела в картине кощунственный намек: поднятая рука женщины напоминала позу Марии Магдалины при ее встрече с воскресшим Христом возле гробницы, тело на картине было натуральным, а традиционная школа предписывала изображать пропорциональное, совершенное. Еще более откровенны его «Женщина в белых чулках», 1861, «Спящая обнаженная», 1865, «Спящие», 1866, «Женщина с попугаем», 1866, «Весна», 1868 и «Купальщица», 1868.

Эротичный взгляд из XIX века
Эротичный взгляд из XIX века
Эротичный взгляд из XIX века

Самая скандальная картина Курбе «Происхождение мира» (1866) был вообще запрещен к показу и впервые демонстрировался публично лишь в 1988 г. Она символизирует женское лоно как объект физических удовольствий, начало оплодотворения и родовые пути. В философском плане картина показывает происхождение существа, облика и восприятия человеческого мира. На ней изображена женщина с нескрываемым желанием продолжить интимные отношения. Лица незнакомки не видно. Художник сфокусировал взгляд на торчащих сосках, животе и бедрах, выражающих порыв отдаться.

Эротичный взгляд из XIX века

Неудивительно, что в XIX веке картина шокировала неискушенного зрителя и на нее было наложено табу. В наши дни, несмотря на снижение моральных принципов, «Происхождение мира» остается провокационным полотном и в музее Орсе, где выставлен этот шедевр, к картине приставлен охранник, чтобы наблюдать за реакцией публики.

Автор: Наталья Ханина

763
facebook
Нажмите «Нравится»,
чтобы читать Relax.ru в Facebook
 Top