8 мифов о подвиге Гастелло

Просмотр списком

Имя Героя Советского Союза Николая Гастелло, летчика, направившего свой горящий самолет на колонну немецких танков, вошло во все учебники истории и энциклопедии и долгие годы служило образцом самопожертвования. Однако личность, ставшая примером советской пропаганды, идеалом, на котором воспитывалось не одно подрастающее поколение, окутана ореолом тайны. 26 июня 2014 отмечается 73-я годовщина с того дня, как Николай Гастелло на объятом пламенем самолете протаранил вражескую боевую технику и взорвался, уничтожив десятки фашистских танков и цистерны с горючим. К этой дате предлагаю ознакомиться с мифами о подвиге героя.

8 мифов о подвиге Гастелло

Подвиг советских летчиков, совершенный 26 июня 1941 года на белорусской дороге Молодечно–Радошковичи, был увековечен на месте гибели другого бомбардира, погибшего в районе села Декшняны. Это несоответствие породило в послевоенное время ряд версий о подлинности самопожертвования Николая Гастелло.

8 мифов о подвиге Гастелло

1. Поскольку останков героя обнаружено не было (а их не могло быть, поскольку тот сгорел в пламени), его подвиг стали приписывать пилоту Александру Маслову, тоже выполнявшего боевое задание на этом направлении. Однако исследования показали, что этот летчик не совершал таран, а врезался в землю на «бреющем» полете: оставшиеся обломки самолета – тому подтверждение.

8 мифов о подвиге Гастелло
2. Совершивший самопожертвование в первые дни Великой Отечественной Николай Гастелло был практически сразу удостоен звания «Герой Советского Союза», и долгое время утверждалось, что он был первым в истории таранов наземной цели. Однако это не так. Первым огненный таран совершил 5 августа 1939 года на Халхин-Голе советский летчик Михаил Анисимович Ююкин, однополчанином которого, кстати, был Николай Францевич. То есть ему было, с кого брать пример: когда у Гастелло загорелся самолет, он поступил точно так же, направив огненный факел на скопление врага. М.А. Ююкин был награжден орденом Ленина посмертно.
8 мифов о подвиге Гастелло

А если же рассматривать вообще все тараны, то первым, кто додумался до подобного, был китайский летчик Шен Чангхай, который 19 августа 1937 года в ходе шанхайского инцидента взорвал японский корабль.

8 мифов о подвиге Гастелло
3. Гастелло совершил первый таран в истории Великой Отечественной войны. Это тоже неправильное утверждение. Другой советский летчик, 22 июня 1941-го около 4:15 в воздушном бою над Западной Украиной протаранив фашистский бомбардировщик, Дмитрий Кокорев, сумел посадить свой поврежденный самолет на землю. За этот подвиг он был награжден орденом Красной Звезды. Погиб Дмитрий Кокорев в декабре 1941-го.
8 мифов о подвиге Гастелло

Вторым пилотом, который совершил воздушный таран в первый день войны, был Иван Иванов. Разница между первым и вторым составляла 10 минут. Этот летчик погиб. Ему было присвоено звание «Герой Советского Союза».

8 мифов о подвиге Гастелло
Первым пилотом, 22 июня 1941 года направившим свой горящий самолет на скопление фашистской боевой техники, был Петр Чиркин.
4. Гастелло таранил зенитную батарею. Этому заблуждению способствовало неправильное место крушения самолета. Около села Декшняны взорвался самолет не Гастелло, а Маслова.
5. Таким же неправильным утверждением считался таран механизированной батареи в стороне от дороги.
6. Гастелло совершил свой подвиг в одиночку. Данный миф возник из рассказа о подвиге Николая Францевича. Превозносилось только имя героя, а фамилии членов его экипажа умалчивались. Вместе с Гастелло погибли штурман Анатолий Бурденюк, летчик-наблюдатель Григорий Скоробогатый, стрелок-радист Алексей Калинин, удостоенные в 1958-м ордена Отечественной войны I степени.
8 мифов о подвиге Гастелло
Слева: штурман Анатолий Бурденюк, справа вверху летчик-наблюдатель Григорий Скоробогатый, справа внизу стрелок-радист Алексей Калинин

7. Гастелло совершил таран, управляя истребителем.
8 мифов о подвиге Гастелло

Самолет, на котором совершил таран экипаж под командованием Николая Францевича, Ил-4 – бомбардировщик. Н.С. Скрипко в книге «По целям ближним и дальним» в главе «Капитан Гастелло» так описал его подвиг:

8 мифов о подвиге Гастелло
«Как и другие части, немногочисленный по своему составу 207-й дальнебомбардировочный авиаполк выполнял в тот день второй боевой вылет. Подвесив бомбы и дозаправившись горючим, вторично вылетал и экипаж капитана Николая Францевича Гастелло. Имея за плечами несколько десятков боевых вылетов на Халхин-Голе, в Финляндии, он участвовал и в боевом вылете корпуса в первый день Великой Отечественной войны. На митинге перед боем коммунист Гастелло горячо и взволнованно сказал:
— Что бы ни ждало нас впереди, все пройдем, все выдержим. Никакой буре нас не сломить, никакой силе не сдержать!..
Примерно через полтора часа полета экипажи вышли в район южнее Радошкевичи. Обнаружив на шоссе большую вражескую моторизованную колонну, Гастелло выбрал наибольшее скопление заправлявшихся фашистских танков, автомашин и атаковал врага. Штурман Анатолий Бурденюк точно положил авиабомбы в цель.
8 мифов о подвиге Гастелло
Командир эскадрильи делает второй, третий заход, воздушный стрелок-радист старший сержант А. А. Калинин и занявший место люкового стрелка адъютант эскадрильи (начальник штаба) лейтенант Г. Н. Скоробогатый обстреливают разбегающихся в панике гитлеровцев. Захлебываясь, непрерывно бьют по нашему самолету вражеские зенитки.
И вот уже при отходе от цели в бензиновый бак самолета попадает снаряд. Возникает пожар. Попытка сбить пламя не удалась. Огонь все более разгорался от встречного потока воздуха. Это с болью в душе наблюдали, не в силах ничем помочь, летевшие в паре с капитаном Николаем Гастелло заместитель командира эскадрильи старший лейтенант Федор Воробьев и штурман лейтенант Анатолий Рыбас.
На их глазах самолет, объятый пламенем, стал крениться вправо. Гастелло сумел выровнять его, затем развернул машину на скопление фашистских танков и автомашин, перевел в пикирование и врезался в гущу неприятельской техники.
8 мифов о подвиге Гастелло
Вплоть до роковой секунды из пылающего самолета летели по врагам огненные трассы разящих пуль. Это вели огонь лейтенанты А. А. Бурденюк, Г. Н. Скоробогатый и старший сержант А. А. Калинин. Они сражались до конца...
Когда командир 42-й дальнебомбардировочной авиадивизии полковник М. X. Борисенко доложил о героическом подвиге капитана Николая Гастелло, совершившего огненный таран, я приказал выслать самолет с фотоустановкой и сфотографировать с малой высоты место гибели экипажа. Буквально на другой день мы с бригадным комиссаром А. К. Одноволом держали в руках снимок, на котором отчетливо были видны воронка, образовавшаяся на месте удара самолета о землю, отброшенные при взрыве части корабля и много сгоревших вокруг фашистских танков и автомашин. Дорогой ценой заплатил враг за гибель легендарного экипажа Гастелло!
Я держал в руках снимок и думал, какая же огромная нравственная сила нужна человеку, чтобы пойти на такой жертвенный подвиг!
Все летчики соединения были потрясены героической гибелью экипажа, испытывая одновременно глубокую печаль и гордость. Печаль оттого, что потеряли такого хорошего, душевного и отзывчивого летчика, как Николай Гастелло, членов его экипажа. А гордость – потому, что своим подвигом Гастелло и его экипаж продемонстрировали непревзойденный моральный дух, доблесть и боевые качества советского воина. Ничто, даже угроза смерти, не может заставить его покориться врагу. До последней минуты жизни он помнит о высоком долге перед Родиной и даже смертью своей утверждает победу!»
8 мифов о подвиге Гастелло
8. Гастелло был штурманом в экипаже М.А. Ююкина, совершившего первый в истории таран наземной цели 5 августа 1939 года во время событий на реке Халхин-Гол. Это заблуждение родилось из преемственности героических традиций. Михаила Анисимовича называли наставником героя. На самом деле штурманом Ююкина был Александр Морковкин, выпрыгнувший с парашютом непосредственно перед тараном.

Автор: Наталья Ханина

6812
facebook
Нажмите «Нравится»,
чтобы читать Relax.ru в Facebook
 Top