Мужчины в жизни Жорж Санд

Замечательная французская писательница XIX века, вошедшая в мировую литературу как Жорж Санд и провозгласившая в своем творчестве проблему женской независимости, сама была образцом эмансипированной гордячки в мужском обличье. Несмотря на эпатажный внешний вид, шокирующий светских львиц, она пользовалась успехом среди сильной половины человечества, была музой многих творческих личностей. Ее жажда жизни и интеллект приковывали внимание, ее поведение в обществе рождало много кривотолков о ее личности, но не в этом суть. Все расхожие сплетни меркнут, стоит только погрузиться в чтение «Индианы» или «Консуэло», «Коры» или «Лелии», прочувствовать «Грех господина Антуана» или историю «Графини Рудольштадт». 1 июля 2014 года исполняется 210 лет со дня рождения Жорж Санд. К этой дате предлагаю познакомиться с ее личными любовными романами.

Мужчины в жизни Жорж Санд

Аврора Дюпен родилась 1 июля 1804 года в Париже в неравном браке графа и простолюдинки, презираемой свекровью. Когда девочке было 4 года, ее отец полковник Морис Дюпен погиб в результате несчастного случая: его лошадь в темноте наскочила на груду камней. Внучку забрала на воспитание бабушка, рассудив, что невестка вряд ли сумеет дать достойный пример дочери. Аврора, хотя и тяжело переживала расставание, все же была благодарна своей бабушке за интерес к музыке и литературе, которые она привила ей. Вкус к классике не смогли задушить даже монастырские стены, куда Аврора была отправлена за попытку побега из графского поместья. В религиозном заведении девушка поддалась мистическим настроениям и даже хотела посвятить себя Богу, но ее отговорил аббат Премор, считавший, что человек может исполнить свой долг и не оставляя светской жизни. Будучи духовным наставником Авроры, он видел, что не сможет она стать божьей невестой.

Мужчины в жизни Жорж Санд
Аврора Дюпен в возрасте 7 лет

С детства привыкшая ездить верхом, она носила мужской костюм, так же она одевалась и в молодости. Первым юношеским увлечением Авроры стал студент Стефан Ажассон де Грансань, который преподавал девушке анатомию. Эта связь ни у кого не вызывала сомнения: Аврора путешествовала со Стефаном, была при нем всегда в Берри, следовала за ним в Париж, они обменивались пылкими письмами. Однако им не суждено было связать судьбу друг с другом. Аврора была дочерью простолюдинки, а Стефан, хоть и имел благородное происхождение, был беден.

Мужчины в жизни Жорж Санд
Отец Авроры Морис Дюпен и ее бабушка Мария-Аврора Саксонская

В 1821-м умирает ее бабушка и назначает опекуном несовершеннолетней графа Рене де Вильнёва, однако мать девушки настояла, чтобы дочь «подчинялась» ей. Аврора, привыкшая жить без родительницы, сначала прониклась из чувства долга, но потом, раскусив ее планы относительно замужества, взбунтовалась. Вот тогда-то 17-летняя девушка поняла, что одинокая женщина без защиты пропадет. В 1822-м Аврора гостила в семье друга своего отца, полковника Ретье дю Плесси, где и познакомилась Казимиром Дюдеваном, незаконным сыном барона Дюдевана, владельца поместья Гильери. Страдая от одиночества, она «влюбилась в него, как в олицетворение мужественности». Казимир сделал ей предложение. Разница в возрасте между молодыми составляла 9 лет.

Мужчины в жизни Жорж Санд
Казимир Дюдеван

Поженившись в 1822-м, они стали вести жизнь обычных помещиков. В 1824-м году Аврора писала своей матери: «Что сообщить вам нового о нашем тихом доме, где мы живем, как спокойные люди; мы никого не видим; мы заняты сельским хозяйством. Казимир занят сбором урожая. Рожь созрела, и пора ее жать. По случаю дня рождения Мориса (июнь 1823) у нас были блестящие праздники. Я угощала крестьян. Были танцы, салюты, колокольный звон».
Мужчины в жизни Жорж Санд
Сын Морис

Но радости семейной жизни не были столь безоблачными, романтически настроенную Аврору начинали тяготить разнузданный характер мужа, любителя шумных застолий, его грубость и власть. Ее страстная натура ждала совсем иного отношения к себе. Зачитываясь романами Руссо, Аврора завидовала героиням и желала любить, и мечтала быть счастливой именно в браке. Однако муж не обращал достойного внимания на жену, отводя ей роль кухарки и проводя время в утехах дворовых девок и горничных. Супруги еще больше стали отдаляться друг от друга. Аврора все свои нерастраченные чувства предавала бумаге, писала, мечтала, размышляла, делая наброски будущих романов.

Мужчины в жизни Жорж Санд

В конце 1825 года супруги Дюдеван совершили путешествие в Пиренеи, где Аврора впервые всей душой ощутила полнейшей отчуждение, в своем дневнике она запишет это горькое слово – охлаждение. Однако отдых в горах пошел ей на пользу. Там молодая женщина познакомилась с Орельеном де Сезом, товарищем прокурора суда Бордо. Ему 26, ей 21, он начитан, говорит красивые слова о стихах, природе, он словно читает ее мысли. Аврора красива, нежна, экспансивна. Возможно, и экзотическая обстановка сыграла свою роль – Сез признался ей в своих чувствах.

Мужчины в жизни Жорж Санд

Казалось бы, все, о чем мечтала женщина, сбылось – но не совсем так. В ее настольных книгах нет объяснений подобной любви. Как изменить мужу? Она подавила в себе любовь и разрешила пылкому мужчине невинный поцелуй в лоб. Аврора и де Сез остались друзьями. Возвратившись в Ноан, она покаялась перед Казимиром в своем грехе, но и этот честный порыв ничего не изменил в их отношениях друг к другу, даже родившаяся в 1828-м дочь Соланж не скрепила узы брака.

Мужчины в жизни Жорж Санд
Дочь Соланж

Дюдеван по-прежнему предается разврату с горничными, а Аврора проводит время в общении с книгами. «У нее не было иной цели, как самой себе заявить о своей ценности, утвердить самое себя. Ее превосходство над мужем делалось очевидным. Она плохо скрывала свое презрение, и Казимир стал его ощущать. Он сам презирал Аврору, но в его презрении не было страсти; оно родилось само собой, без всяких стараний с его стороны, и уживалось с добродушием. Вражда началась только с той минуты, когда его презрению противопоставили иное, холодное, замкнутое и самоуверенное. Фермерша, вооруженная цитатами из Франклина и читающая Байрона, была неподходящей подругой».
Мужчины в жизни Жорж Санд

Отчуждение нарастало, к тому времени и де Сез перестал оказывать ей внимание, и Аврора начинает общаться со своей первой любовью – Стефаном, но продолжает хранить иллюзию супружеской верности. В июле 1830-го у соседей Дюверне она познакомилась с молодым дарованием Жюлем Сандо. 19-летний блондин покорил ее сердце.

Мужчины в жизни Жорж Санд
«Он полюбил Аврору Дюдеван потому, что она его очаровала: потому, что их обоих интересовали одинаковые темы, но говорила она на эти темы лучше, чем он; особенно же потому, что она была сильной натурой, а он слабой. Бесхарактерные юноши нуждаются в любовницах-матерях, между тем как женщины, не унижая себя, объясняют свое любовное рабство великодушным покровительством, которое они оказывают любовнику. Несколько недель она боролась, что при ее душевном состоянии было геройством. Все соблазняло ее в Жюле: его юность, его розовые щеки, его светлые волосы, его ум, воздух Парижа, который он вносил с собой, его романтические мечты». Эпоха Великой французской революции с ее ценностями и идеалами сближали молодежь, музой которых была энергичная женщина баронесса Дюдеван.
Мужчины в жизни Жорж Санд

В начале 1831-го Аврора Дюдеван, оставив своих детей и поместье в распоряжение супруга, уезжает со своим любовником в Париж. С собой она захватила роман «Эме», чтобы показать его столичной критике. Однако женщину-писателя никто не хотел принимать всерьез. Но Аврора была не из таких, кто покоряется судьбе, напротив, она заявила о правах женщины. Но литературу она рассматривала как ремесло, приносящее доход, так как тех средств, которые ей высылал муж, было недостаточно для жизни в Париже. Ей предложили поденную работу в журнале «Фигаро», на страницах которого вскоре появились ее рассказы «Прима-Донна», «Девушка из Альбано» и другие. Будущая романистка обладала живым слогом, исповедальностью, необыкновенной усидчивостью и работоспособностью.
Вместе с Жюлем Сандо она принялась за роман «Роз и Бланш», опубликованное произведение вызывало читательский успех, но сама Аврора не испытала авторский восторг по этому поводу. И только тогда, когда она решилась взяться за написание женского романа и «Индиана» (1832) была принята на ура, она предложила своему повесть общим псевдонимом Жюль Санд. Однако по настоянию любовника она выбрала свое литературное имя – Жорж Санд.

Мужчины в жизни Жорж Санд
Безделье Жюля, праздно проводящего время, начинает томить Аврору. Если вначале она обожествляла его, то теперь приходила в настоящее отчаяние. Еще порой истерики сменялись ласками, но это уже было предвестие грозы, которая не замедлила разразиться. В 1833-м она порвала с ним резко, по-мужски. В эти годы писательница сближается с актрисой Мари Дорваль. Им молва даже приписывала лесбийскую любовь. «Она! Бог вложил в неё редкий дар – умение выражать свои чувства… Эта женщина, такая прекрасная, такая простая, ничему не училась: она всё отгадывает… <…> И когда эта хрупкая женщина появляется на сцене со своей будто надломленной фигурой, со своей небрежной походкой, с печальным и проникновенным взглядом, тогда знаете, что мне представляется?.. Мне кажется, что я вижу свою душу…»
Мужчины в жизни Жорж Санд
Мари Дорваль

Таким сплетням способствовал роман Жорж Санд «Лелия» (1833), в котором описаны поиски счастья в свободной любви. Произведение вызывало жуткий скандал, не меньший шок испытывала изысканная французская публика, лицезревшая авторшу в мужском костюме, курящую сигару и лихо, не стесняясь, рассуждавшую на любые темы наравне с господами, высказывая смелые феминистские идеи.

Мужчины в жизни Жорж Санд

Естественно, умная женщина пользовалась успехом, поклонники в ее спальне не переводились, сама же Жорж Санд ко многим испытывала лишь материнские чувства. Со своим супругом писательница развелась только в 1835-м. К тому времени она успела побывать музой таких известных французских писателей, как Проспер Мериме и Альфред Мюссе.
Ее почти ровесник Проспер Мериме слыл отъявленным донжуаном, говорящим о возвышенных чувствах так же, как медики о душе. Готовясь внести имя Жорж Санд в список своих романтических завоеваний, он получил неожиданный отказ. Но Мериме был не из тех, кто так просто отступает. Ему удалось убедить ее, и она согласилась попробовать. Мериме вспоминал, что Жорж Санд вела себя как настоящая куртизанка, показав полное отсутствие стыдливости, чем обескуражила его. Пропало всякое желание, а гордая женщина плакала от горя, отвращения и безнадежности.

Мужчины в жизни Жорж Санд
Проспер Мериме

Мужчины в жизни Жорж Санд
Альфред Мюссе

Альфред Мюссе был моложе Жорж Санд на 6 лет и к моменту знакомства с ней был уже избалован женским вниманием и испорчен любовью. «Любовь для наших женщин – это игра в обман, игра в прятки… тайная и подлая комедия». Однако в своей лирике он воспевал настоящие чувства. Познакомившись с Жорж Санд, он был настолько очарован магией ее голоса, ее волшебными мыслями, что сразу проглотил ее роман «Индиана», родивши такое признание в стихах:

Откуда, Санд, взяла ты сцену для романа,
где Нун с любовником в постели Индианы
так наслажденьем упиваются вдвоем?
Кто диктовал тебе ужасную страницу,
где обожание поймать напрасно тщится
своей иллюзии прекраснейший фантом?
В твоей душе печальных ласк сокрыто знанье?
Ты ясно помнишь, что испытывал Раймон?
А эти чувства непонятного страданья,
без счастья страсть и безучастные признанья,
ты помнишь это, Жорж, иль это только сон?

Между писателями завязалась романтическая переписка, и в ее романе «Лелия» есть его откровенные стихи:

Если взор подниму я средь оргии грубой,
если алою пеной покроются губы,
Ты прильнуть к ним приди.
Пусть желанья мои не находят покоя
На плечах этих женщин, пришедших за мною,
на их пылкой груди.
В оскудевшей крови моей пусть сладострастье
зажигает опять ощущение счастья,
словно юный я жрец.
Сам я головы женщин цветами усею,
пусть в руке моей локоны вьются, как змеи,
сотней мягких колец.
Пусть, зубами в дрожащее тело вонзаясь,
я услышу крик ужаса, пусть, задыхаясь,
о пощаде кричат.
Пусть в последнем усилии стоны сольются,
пусть меня в этот миг, когда вопли взовьются,
крылья смерти умчат.
Если ж бог мне откажет в сей смерти счастливой,
полной блеска и славы, такой горделивой,
и агонии срок
будет вечно в бессильном желании длиться,
удовольствий умерших будет только куриться,
потухать огонек,
если нас повелитель ревнивый погубит,
пусть вина его щедрого только пригубит
тело, ждущее мрак,
мы сольемся опять в поцелуе прощальном,
пусть и бог при конце нашей страсти печальном
будет проклят. Пусть так!

Вряд ли эти песнопения были лишь мечтами… Естественно, они были близки, и Альфред признавался, что Жорж Санд практически вытянула его из петли, куда затягивала его пустая богемная жизнь. Опять в ее жизни слабый мужчина, безвольный, в плену у своих фантазий и болезненных галлюцинаций, которые не на шутку испугали молодую женщину. Их совместная поездка в Италию показала, насколько Мюссе не надежен, не способен заботиться. Когда Жорж Санд подхватила лихорадку, ее молодой любовник проводил время в объятиях других женщин, стремясь к «пагубным опьянениям прошлого». Сильная личность стала раздражать его, и он сказал ей: «Жорж, я ошибался, я прошу у тебя прощения, но я не люблю тебя». Ею овладело такое отчаяние, что она готова была все бросить и уехать, но, поскольку она обещала его матери заботиться об Альфреде, она осталась и даже спасла его от приступа, чуть не стоившего ему жизни. Но Мюссе даже не оценил этого. История их романа отражена в современной биографической мелодраме «Дети века» (1999).

В 1834-м он уезжает из Венеции, а Жорж Санд осталась в Италии еще немного поработать. В это время доктор Паджелло, лечивший слабого рыцаря, начал оказывать ей недвусмысленные знаки внимания. А писательница, так и не насытившаяся любовью, страстно желала разрешить вопросы, мучившие ее Лелию. К тому же она хотела написать роман о нравах Италии, и Паджелло мог бы посодействовать в этом. В один из вечеров Санд передала ему несколько листков. Врач спросил, кому их передать. Тогда Санд черкнула на конверте «Глупому Паджелло», ведь это было настоящее романтическое признание, состоящее почти из одних вопросов:

Мужчины в жизни Жорж Санд
Пьетро Паджелло

«Будешь ли ты моей опорой или повелителем? Будешь ли ты моим утешением за все муки, пережитые до встречи с тобой? Поймешь ли ты, почему я так печальна? Знакомо ли тебе сострадание, терпение, дружба? Быть может, тебе привили убеждение, что у женщин нет души. Знаешь ли ты, что она есть у них?.. Буду ли я твоей подругой или твоей рабыней? Ты меня желаешь или ты меня любишь? Насытив свою страсть, сумеешь ли ты меня отблагодарить? Если я тебя сделаю счастливым, сумеешь ли ты мне сказать об этом?.. Знаешь ли ты, что такое желание души, которую никакая человеческая ласка не может усыпить или утомить? Когда твоя любовница засыпает в твоих объятиях, бодрствуешь ли ты, чтобы смотреть на нее, молиться богу и плакать? Любовные наслаждения заставляют тебя задыхаться, изнемогать от страсти или они вызывают у тебя дивный экстаз? Сохраняется ли в твоем теле твоя душа, когда ты отрываешься от груди той, которую любишь?
Я сумею понять твою мечтательность и заставить красноречиво говорить твое молчание. Я припишу твоим поступкам тот умысел, какой пожелаю. Когда ты будешь нежно смотреть на меня, я буду думать, что твоя душа обращается к моей… Оставим же так, как есть: не учи моего языка; и я не буду искать в твоем языке слова, которые рассказали бы о моих сомнениях и страхах. Я не хочу знать, как проходит твоя жизнь и какую роль играешь ты среди людей. Я хотела бы не знать твоего имени. Спрячь от меня свою душу, чтобы я всегда могла считать ее прекрасной…»
Мужчины в жизни Жорж Санд

Они стали близки. Пьетро Паджело буквально благоговел перед этой женщиной, восхищался ее талантом, а Жорж Санд испытывала невероятное вдохновение, творческий подъем. В Венеции были написаны такие произведения, как «Жак», «Леоне-Леони», «Андре», «Личный секретарь», «Габриэль» и «Альдо-стихотворец».

Мужчины в жизни Жорж Санд
Однако, когда любовники переехали в Париж, их отношения постепенно сошли на нет. Кто такой был Паджело для Франции – никто, а у Жорж Санд было имя, ее романами зачитывались, переводили на другие языки, она была знаменитостью. Бедный итальянец предчувствовал расставание еще в Венеции. В его дневнике написано: «Я понял сразу, что поеду во Францию и вернусь оттуда без нее. Но я любил ее больше всего на свете и скорее бы согласился на тысячу неприятностей, чем отпустить ее одну в столь длительное путешествие… <…> Я на последней стадии моего безумия… Завтра я выезжаю в Париж; там мы расстанемся с Санд…» Пажедло вернулся в Италию и прожил долгую и счастливую жизнь, а Жорж Санд снова сошлась…. с Мюссе. Это был уже не тот восторженный юнец, а капризный ревнивец, изводящий возлюбленную пикантными вопросами об интимной жизни, смаковавший любую мелочь, и, если Санд не поддавалась на провокацию, жутко истерил, порою впадая в беспамятство. Отношения их были мучительными: они то расставались, то вновь бросались в объятия друг друга. В знак вечной памяти о себе Санд отрезала прядь волос и послала своему любовнику: «Сударь, бывает, что хирургическая операция проведена блестяще, она делает честь ловкости хирурга, но все же не может остановить болезнь». В конце концов, они расстались.
Мужчины в жизни Жорж Санд

В начале 1835-го Мюссе познакомил ее с композитором Ференцом Листом (он был моложе Жорж Санд на 7 лет). Он был подающим надежды пианистом, засветился в крупном скандале: великосветская красавица графиня дАгу ради него бросила мужа и детей. Но между Жорж Санд и Листом были лишь платонические отношения на почве искусства. Обе женщины втайне презирали друг друга: графиню возмущали порой мужественные манеры Авроры, а романистка видела в сопернице лишь пустое очарование, лишенное всякой духовности.

Мужчины в жизни Жорж Санд
Мужчины в жизни Жорж Санд
Ференц Лист

Ференц Лист ввел Жорж Санд в круг сен-симонистов, где она и познакомилась с адвокатом Мишелем, убедившим ее бороться за свои права. В 1835-м она решила развестись со своим благоверным. Ее дело вел тот самый адвокат де Бурже, блестящий оратор. Бракоразводный процесс закончился следующим разделом имущества: Казимиру Дюдевану достался отель «Нарбонн» в Париже, кроме того, на его попечении был сын Морис, а Авроре теперь принадлежал Ноан, и ей поручалась дочь Соланж.
В течение полутора лет между известными в Париже людьми были трепетные отношения, но Луи Мишель был женат и не собирался расставаться с семьей.

Мужчины в жизни Жорж Санд
Адвокат Луи Мишель

Благодаря ему Жорж Санд стала заниматься общественной деятельностью, принимать горячее участие во всех политических и социальных движениях, будоражащих тогдашнюю Францию. Еще в 1836-м Жорж Санд познакомилась с пианистом Фредериком Шопеном, который вначале усомнился в ее женских качествах, а вот писательница сразу обратила на него внимание. На завоевание его сердца у Жорж Санд ушло полтора года, как раз пока она расставалась со своим Робеспьером.

Мужчины в жизни Жорж Санд
Фредерик Шопен

С необычайно чувствительным и потому ранимым Фредериком Шопеном Жорж Санд, кажется, обрела покой. В ней он, прежде всего, видел настоящую женщину, называя ее по имени – Авророй. Отправившись с возлюбленным на Мальорку (Майорку) она не ожидала, что окажется сиделкой при нем, влажный климат и сезон доджей усилили его недуг. Фредерик страдал чахоткой. Несмотря на болезнь, здесь композитор сочинил баллады и прелюдии, полные «звуков дождевых капель, стучавших по гулким крышам обители», превратившихся «в его воображении и в его песне… в слезы, падающие с неба на его сердце».
В дневнике композитор горячо признается: «Для тебя, Аврора, я готов стлаться по земле. Ничто для меня не было бы чрезмерным, я тебе отдал бы все! Один твой взгляд, одна твоя ласка, одна улыбка, когда я устаю. Я хочу жить только для тебя; для тебя я хочу играть нежные мелодии. Не будешь ли ты слишком жестокой, моя любимая с опущенным взором?»
Тем не менее, когда они возвратились в Париж, Шопен стал буквально домашним тираном, ради которого Жорж Санд не щадила себя. Даже соотечественник композитора Адам Мицкевич подчеркивал, что Шопен был «злым гением Жорж Санд, ее моральным вампиром, ее крестом» и «что может кончиться тем, что он убьет ее». Но их отношения были самыми долгими в любовной биографии Жор Санд. Этот период жизни писательница отразила в романе «Лукреция Флориани» (1847). Последний раз они виделись в 1848-м, тогда Санд окончательно поняла, что тот ее разлюбил. В 1849-м великого композитора не стало. Жорж Санд пережила его на 27 лет.
На пороге своего 50-летия она уже чувствовала приближающуюся старость, но она осталась верной своим убеждениям, веря в великую силу любви. В одном из писем французскому философу Сент-Беву она призналась: «Я как дорога, которая то поднимается вверх, то катится под гору независимо от моего желания. Жизнь ведет меня, куда хочет, и уже много лет я так равнодушна к вопросам любви, что не защищаю себя ни от чего; я пересекаю ясные сферы и благодарю бога за то, что он меня в них впускает…» В это время из-под ее пера появляются пьесы, 55-летняя Жор Санд перевоплотилась в драматурга, ему способствовали домашние спектакли, устраиваемые золотой молодежью во главе с ее сыном Морисом.
Мужчины в жизни Жорж Санд

Следующей привязанностью известной романистки стал творчески одаренный Мансо, разделявший все ее вкусы и пристрастия. Введенный Морисом в дом матери, он остался в этом доме на правах первого друга до самой своей смерти. А в 60-х годах даже предпочла любовника сыну, с которым у него испортились отношения. А счастье Жорж Санд с Мансо длилось недолго – в августе 1865-м тот умирает от чахотки. Смерть Мансо вернула Жорж Санд в Ноан. Но ее влекло в Париж: театры, обеды у Маньи, репетиции пьес.
В это время она сближается с художником Шарлем Маршалем, но молодой человек был непостоянен, часто проводил время в обществе прекрасных натурщиц, и его уже трудно было чем-либо соблазнить.

Мужчины в жизни Жорж Санд
Шарль Маршаль

В 1966-м у Жорж Санд начинаются романтические отношения с другим крупным французским писателем Гюставом Флобером, который был моложе на 17 лет. Он писал ей: «Здесь все вас любят. Под каким созвездием вы родились, что соединяете в себе столь различные, многочисленные и редкие качества? Не знаю, какого рода чувство у меня к вам, но я испытываю какую-то особую нежность, до сих пор у меня такой не было ни к кому. Мы хорошо понимали друг друга, не правда ли? Это было так мило… Я спрашиваю себя: почему я вас люблю? Потому ли, что вы великий человек или очаровательное существо? Право, не знаю…»
Мужчины в жизни Жорж Санд
Гюстав Флобер

Их более сближала любовь к литературе, страсть к сочинительству, прежние друзья или уже ушли из жизни (Шопен, Мюссе), либо заметно опустились без ее участия. Ее первый любовник облысел, распух и совершенно обленился, Маршаль погряз в долгах. Сама Жорж Санд в 72 года не чувствовала приближения старости: закончила роман «Персемонская башня» и тут же принялась за другой «Альбина Фиорио» о незаконнорожденной девушке, появившейся на свет от связи знатного вельможи с актрисой, продолжала сочинять волшебные сказки для любимой внучки Лоло.

Мужчины в жизни Жорж Санд

В мае 1876 года Жорж Санд чувствовала себя неважно, но виду не подавала. Она страдала от непроходимости кишечника, а врачи, съехавшиеся к ней, не могли установить точный диагноз.

Мужчины в жизни Жорж Санд
«Первый театральный триумф семнадцатилетняя Аврора Дюпен пережила в английском монастыре, поставив там "Мнимого больного". И теперь она умирала, окруженная мольеровскими врачами, которые предпочитали пожертвовать ею, чем своим самолюбием». Умерла она 8 июня. Похоронили ее в Ноане.
Мужчины в жизни Жорж Санд

При жизни многие осуждали Жорж Санд за ее любовные похождения, но она стремилась к совершенству во всем, ища идеальных отношений между мужчиной и женщиной.
В 1904-м, к 100-летию со дня рождения великой писательницы, в Париже был открыт памятник Жорж Санд, именно тогда ее перестали считать развращающей нравы. Ее слава стала всемирной, а романы бессмертны.

Мужчины в жизни Жорж Санд

Автор: Наталья Ханина

9693
facebook
Нажмите «Нравится»,
чтобы читать Relax.ru в Facebook
 Top