100-летие со дня первой арктической экспедиции на гидросамолете

Просмотр списком

Эра освоения Арктики началась в ХХ веке. Большие надежды возлагались на полярную авиацию, дающей возможность доставлять грузы и людей на Север, держать связь с Большой землей. К 1914 году три русские арктические экспедиции В.А. Русанова, Г.Л. Бурсилова и Г.Я. Седова считались без вести. По инициативе Русского географического общества Совет министров Российской империи приказал Морскому министерству организовать поиски полярных исследователей. Было решено использовать для этих целей авиацию. 21 августа 1914 пилот Ян Иосифович Нагурский совершил успешный перелет в Арктику, положив начало исследованию Северного полюса. К 100-летнему юбилею этого события предлагаю ознакомиться с его этапами.

100-летие со дня первой арктической экспедиции на гидросамолете

В 1913-м Ян Нагурский уже был дипломированным военным летчиком, а также успел поработать в должности морского инженера в Главном Гидрографическом управлении Российской империи. Именно это учреждение и санкционировало поиски пропавших экспедиций. Начальник генерал-лейтенант М.Е. Жданко вызвал летчика Нагурского и просил его мнение на этот счет. Опыта полярных полетов у того не было и советовался он с легендарным путешественником Амудсеном.

100-летие со дня первой арктической экспедиции на гидросамолете

Прежде всего, нужно было определиться, на каком самолете следует совершить полет. Свой выбор Нагурский остановил на Farman MF.11. Он лично принимал этот самолет в Париже, участвовал в его испытаниях. Этот вид транспорта обладал мощностью 70 л.с., оснащен поплавками для взлета и посадки на воду, мог поднимать груз в 300 кг и развивал скорость до 100 км/ч. Топливный бак был рассчитан на 5–6-часовой полет. Затем самолет был разобран и транспортирован морским путем.

100-летие со дня первой арктической экспедиции на гидросамолете

На берегу Новой Земли у становища Ольгинского при помощи членов экипажа «Печоры» Нагурский и его авиамеханик Кузнецов собрали стального коня. Минусовая температура воздуха позволила завершить работу на исходе вторых суток.

100-летие со дня первой арктической экспедиции на гидросамолете
21 августа летчик поднялся в небо, сделал пару кругов и сел на воду. В этот же день, преодолев расстояние в 450 километров, Нагурский также успешно посадил самолет. Позже Ян Иосифович вспоминал: «Тяжело груженный самолет с трудом поднялся надо льдами, но затем стал быстро набирать высоту; перед нами открывались все более красивые виды. Направо находился остров с грядами островерхих хребтов и спускавшимися по ним ледниками, налево – белый океан, на котором кое-где виднелись темные пятна открытой воды. Ледяными верхушками сверкали живописные, фантастических форм айсберги. Они были расположены то ровными рядами, то беспорядочно разбросаны; по форме одни напоминали стройные обелиски или призмы, другие – странного вида коряги. Все они искрились, как бы обсыпанные миллионами бриллиантов, в лучах незаходящего солнца. Сознание, что я первый человек, поднявшийся на самолете в этом суровом краю вечной зимы, наполняло радостью и беспокойством, мешало сосредоточиться».
100-летие со дня первой арктической экспедиции на гидросамолете
Первый в истории человечества арктический полет длился 4 часа 20 минут. За это время Нагурский вел наблюдения по поведению самолета в атмосфере, сделал выводы о некорректном изображении Арктики на картах, об одежде пилотов и т.д.

Автор: Наталья Ханина

1423
facebook
Нажмите «Нравится»,
чтобы читать Relax.ru в Facebook
 Top