5 фильмов, утраченных временем

Просмотр списком

Госфильмофонд России объявил для мирового сообщества кинолюбителей проект «Утраченное кино» с целью отыскать уникальные фильмы, значимые не только для национальной культуры, но и, возможно, являющиеся шедеврами киноискусства, и сделать их достоянием не только профессионалов, но и просто любителей кино. Эти фильмы были сняты в 20–30 гг. ХХ века и были отнюдь не рядовыми картинами. В силу различных причин они были изъяты из проката, отдельные кадры вырезаны, пленки утеряны. Фильмы довоенной поры часто выезжали за рубеж, возможно, где-то и хранятся в личных архивах уникальные ленты. На сайте Госфильмофонда опубликован рейтинг 66 утраченных раритетов из 300 потерянных кинокартин. Среди потерянных реликвий фильмы таких именитых режиссеров, как Сергей Эйзенштейн, Всеволод Мейерхольд, Г. Козинцев, И. Пырьев. Сегодня предлагаю ознакомиться с пятеркой утраченных кинокартин.

5 фильмов, утраченных временем
Эра советского кино началась в середине 20-х годов. Естественно, оно рождалось в сложной обстановке борьбы различных направлений в искусстве. Авторитетная в те годы организация «ЛЕФ» («Левый фронт искусств»), объединившая деятелей литературы, изобразительных искусств и театра, выступала за кино как проводника идей. В своей декларации о кинематографе В.В. Маяковский в 1922-м с трибуны заявлял: «Для вас кино – зрелище, для меня – почти миросозерцание. Кино – проводник движения. Кино – новатор литератур. Кино – разрушитель эстетики. Кино – бесстрашность. Кино – спортсмен. Кино – рассеиватель идей».
Поэт и сам активно участвовал в становлении этого вида искусства: он не только писал сценарии, но и снимался в главных ролях. Так, в драме «Барышня и хулиган» (1918) режиссера Евгения Славинского по мотивам рассказа итальянского писателя Эдмондо де Амиичиса (сценарий написал Маяковский) Владимир Владимирович сыграл главного героя-хулигана, влюбившегося в учительницу. Гуляка и прожигатель жизни, его герой способен на высокие чувства и жертвы. Этот фильм дошел до наших дней.
А вот судьба других кинокартин по сценарию поэта менее удачная. «Не для денег родившийся» (1918) потерян во время Блокады Ленинграда, а «Закованная фильмой» (1918), где запечатлена возлюбленная Маяковского Лиля Брик, осел где-то в личных архивах наследников музы.
5 фильмов, утраченных временем
5 фильмов, утраченных временем
5 фильмов, утраченных временем
5 фильмов, утраченных временем

Примечательно, что отголоски этих фильмов использовали известные режиссеры. Так, в драме «Асса» (1987) С. Соловьева герой Бананан наделяет поэта недвусмысленным эпитетом: «Не для денег родившийся футурист Владимир Маяковский», а сюжет «Закованной фильмой» впоследствии использовал Вуди Аллен в своей мелодраме «Пурпурная роза Каира» (1985).

Следующей потеряшкой является мистическая драма Всеволода Мейерхольда «Портрет Дориана Грея» (1915). Критика тех лет отмечала новаторство в изображении и мастерство режиссера и оператора. А С. Гинзбург писал, что в фильме «впервые в русской кинематографии эстетизировался порок». Но картина примечательна еще и тем, что роль главного героя играет актриса Янова. При работе над образом Мейерхольд требовал от нее максимальной четкости и пластики в каждом движении тела, доводя его до графической выразительности, идеального показа сиюминутности эмоции. Академик С. Лихачев считал, что «Портрет Дориана Грея» «заметно отразился на последующем развитии дореволюционного кино».
5 фильмов, утраченных временем
В эпоху борьбы с формализмом была запрещена комедия Эраста Гарина «Женитьба» (1937). Талантливый режиссер сыграл в фильме главную роль – Подколёсина. Из воспоминаний Гарина и Локшиной: «Последний раз нам, режиссерам, удалось посмотреть картину в августе 1941 года, т.е. сразу после начала войны. Тогда экземпляр ее еще находился в фильмотеке ВГИКа. Просмотр был прерван начавшейся бомбежкой, а нас попросили перейти в бомбоубежище. Все же картину мы досмотрели. И она произвела на нас впечатление не устаревшей». Известно, что Гарин и Локшина целенаправленно разыскивали свой фильм, запрашивая даже французскую синематеку. Обращались и в ГФФ, после того как в справочнике «Советские художественные фильмы» обнаружили фильмографическую справку на «Женитьбу» без указания о том, что фильм не сохранился». Комедия восстановлена на основе монтажных листов, сохранившихся кадров и фотографий, сделанных во время съемок. Впервые был показан в 2006-м на «Кинотавре» в рамках проекта «Возвращенные шедевры». Текст озвучен Александром Негрёбой.
5 фильмов, утраченных временем
Одной из самых значительных потерь считается «Бежин луг» (1935) Сергея Эйзенштейна... Главный герой фильма – «Павлик Морозов», хотя имя у мальчика в фильме другое, его зовут Степок. Самая известная сцена картины – разгром церкви и переустройство ее в сельский клуб: так новая коммунистическая религия приходит на смену старой. Степок оказался как две капли воды похож на отрока Варфоломея с картины Михаила Нестерова, а его отец – копия врубелевского Пана.
5 фильмов, утраченных временем

Когда «Бежин луг» показали для узкого круга лиц на «Мосфильме», многие уловили символы. Но в середине 1930-х такой библейски-мифологический подход к истории Павлика Морозова мало кому мог понравиться. От Эйзенштейна ждали пропагандистского сюжета, а он снял трагедию о коллективизации. Решили дать режиссеру еще один шанс, посчитав непригодным сценарий. Новый текст был написан Исааком Бабелем. Писатель представил более реалистический и жесткий сценарий, по которому Эйзенштейн сделал вторую версию. Но фильм так и не дошел до зрителя. Обе его версии сгинули. Поговаривают, что лично Иосиф Виссарионович запретил его. Однако некоторые его кадры сохранились благодаря монтажеру Эсфири Тобак, которая в течение нескольких лет хранила вырезанные кадры у себя дома. И только в 60-е годы, когда Эйзенштейн стал фигурой канонической, они были обнародованы. Историк кино Наум Клейман и кинорежиссер Сергей Юткевич по ним сделали фотофильм. В Госфильмофонде хранятся очень короткие, длящиеся буквально секунды эпизоды из «Бежина луга». Некоторые кадры затерялись у наследников актеров. Например, внучка артиста, игравшего Степка, призналась в своем в интернет-дневнике, что дома у нее долгое время «валялись» фрагменты с фильмом Эйзенштейна. Потом они пропали, возможно, кто-то выбросил, посчитав, что это ненужный хлам. А возможно, кто-то их нашел?

5 фильмов, утраченных временем

Существуют легенды про советских коллекционеров, которые скупали фильмы у киномехаников, которые сознательно портили пленки, чтобы вся копия была списана в брак. Настало время отыскать эти уникальные картины.

5 фильмов, утраченных временем

Автор: Наталья Ханина

2425
facebook
Нажмите «Нравится»,
чтобы читать Relax.ru в Facebook
 Top