3 мифа о Луи Люмьере

Просмотр списком

Изобретатель первого в мире кинопроектора, личность, шокирующая мировую общественность сенсационным показом движущихся картин, приковывала внимание современников, киноведов, историков. Его деятельность вызывала интерес, и может быть, именно поэтому имя Луи Люмьера породило несколько легенд. 5 октября отмечается 150-летие со дня рождения этого гениального человека. К этой дате предлагаю ознакомиться с 3 мифами о Луи Люмьере.

3 мифа о Луи Люмьере
Миф первый. Изобретатель кино
Луи Люмьер считается изобретателем первого аппарата, способного фиксировать и воспроизводить окружающий нас мир в движении. Сам он утверждал, что сделал свое открытие во время бессонницы. «Мой брат за одну ночь изобрел кинематограф» — эта легендарная фраза принадлежит старшему сыну Антуана Люмьера, брату Луи, Огюсту. Разумеется, озарение на младшего Люмьера снизошло не само по себе. Оба отпрыска Люмьера работали в семейном бизнесе. Их отец был владельцем фабрики «голубых этикеток» — желатино-бромовых пластин, которые сделали фотографирование более доступным для широких масс. С «голубыми этикетками» снимать мог любой желающий, а не только профессионал, более того, впервые стало возможным делать фотографии на пленэре.
3 мифа о Луи Люмьере

Гиперактивный Люмьер-отец, как бизнесмен, обладал острым чутьем на коммерчески выгодные тренды. В сентябре 1894 года он приобрел в Париже за 6 тыс. франков «кинетоскоп» Томаса Эдисона и 12 прилагаемых к нему кинороликов.

3 мифа о Луи Люмьере
Томас Эдисон

Кинетоскоп представлял собой громоздкий ящик с окуляром, через который можно было увидеть картинку. Однако этот аппарат был неудобен в использовании: во-первых, требовал огромного глазного напряжения, а во-вторых, посмотреть, что происходит внутри, мог только один человек. Антуан Люмьер предложил сыновьям сделать аналог, но такой, чтобы фильмы можно было проецировать на экран для массового просмотра. Внук Луи Люмьера, Макс Лефранк, предполагает, что Луи и Огюст просто хотели угодить отцу — сами они в то время интересовались куда более важными делами.
13 февраля 1895 года Луи Люмьер получил патент на «аппарат, служащий для получения и рассматривания хронофотографических снимков», — «синематограф». И хотя, патент был зарегистрирован на обоих братьев, но Огюст никогда не претендовал на лавры изобретателя. Он был, скорее, менеджером, продвигавшим бренд.

3 мифа о Луи Люмьере

Луи Люмьер сохранил четыре пары перфораций Эдисона, добавив в конструкцию аппарата кулачковый передаточный механизм, аналогичный швейной машине: специальные зубцы в верхнем положении входили в отверстия перфорации и тянули за собой плёнку (подобно тому как зубчики швейной машины тянут ткань), а опускаясь вниз, оставляли ее неподвижной. Главной частью этого механизма был эксцентрик, известный механикам с конца 1870-х годов как «эксцентрическая передача Трезеля».

3 мифа о Луи Люмьере

До Люмьера (начиная с середины XIX столетия) и одновременно с ним было сделано множество открытий по части съёмки и проекции движущихся объектов: анимированные рисунки «оптического театра» Эмиля Рейно, целлулоид Александра Паркса, гибкая светочувствительная плёнка Ивана Болдырева, целлулоидная плёнка Ганнибала Гудвина, Генри Рейхенбаха и Джорджа Истмена, «зоопраксископ» Эдварда Майбриджа, «хронофотограф» Этьен-Жюля Маре, «фоноскоп» Жоржа Демени, зоотропический аппарат и перфорация Луи Лепренса, «синематограф» Леона Були, механизм прерывистого передвижения ленты Иосифа Тимченко, кинокамера Уильяма Фризе-Грина, «биоскоп» Макса и Эмиля Складановских, «синематограф» Жана Ле Роя, «кинеоптикон» Берта Экрса и Роберта Пола, «фантоскоп» («витаскоп») Томаса Армата и Чарльза Фрэнсиса Дженкинса. То есть Луи было на чем строить свои эксперименты, он только отобрал все лучшее из изобретательской мысли и синтезировал в компактный «синематограф».
Его кинокамера была не только более лёгкой, удобной, с удовлетворительной скоростью съёмки, но и позволяла печатать позитивы. Этот аппарат можно было использовать и как проектор, передавая изображение на экран: достаточно было открыть заднюю дверцу, установить за плёнкой источник сильного света, и отдельные кадры, сменяя друг друга незаметно для глаза, создавали движущееся изображение.

3 мифа о Луи Люмьере
Миф второй. Первый киносеанс
История мирового кино начинает свой отсчёт с 28 декабря 1895 года. В этот день (а вернее, вечер) в парижском «Гран-кафе» на бульваре Капуцинок Люмьеры устроили первый платный публичный показ собственного изобретения. (Бесплатные показы — преимущественно для бизнесменов, представителей фотографической промышленности и учёных — братья давали только с 22 марта 1895 года.) Сеанс в «Гран-кафе» действительно был первой коммерческой кинодемонстрацией для Люмьеров, но не для истории кинематографа.

Ещё 22 февраля 1895 года Жан Ле Рой устроил аналогичный показ в Клинтоне, в мае Уильям Латам провёл сеансы в Нью-Йорке, летом в Бостоне, Чикаго и Норфолке состоялась демонстрация киноаппаратов Латама и Ле Роя, в ноябре Макс Складановский поражал воображение публики в Берлине. Однако ни одна из этих презентаций не вызвала такого резонанса (причём не только в отдельно взятой стране, но и по всему миру), как сеансы Люмьеров.
Дело тут не только в качестве проекции и не только в представленной программе кинороликов. Сюжетно ничего принципиально нового в ней не содержалось: сценки из жизни, выход сотрудников фабрики Люмьеров, прибытие делегатов фотоконгресса, кузнецы за работой, морское купание, кормление младенца, короткий фарс о политом поливальщике. Нечто похожее зрители уже могли видеть и у других киноизобретателей.
Публику потряс, как ни странно, ролик «Завтрак ребенка», точнее, поразила листва, которая колыхалась от ветра на заднем плане. Да, люди на экране могут двигаться — как в театре, — но листва!.. Это было противоестественно правдоподобным.

Так Люмьер, сам того не подозревая, в корне изменил представления людей о кино: ранее этот зарождающийся вид искусства рассматривали как симбиоз театра (драматургии) и фотографии (фотодекораций). В своём самом известном киноролике — «Прибытие поезда на станцию Ла-Сьота» (который, вопреки долго бытовавшему заблуждению, не только не был первым, но и не был включён в показ 25 декабря 1985 года) — Люмьер уничтожил фототеатральную репрезентацию. Рассказы о зрителях, которые в панике покидали места, боясь, что их задавит быстро приближающийся с экрана локомотив, сильно приукрашены, но, по сути, верны. Здесь впервые в кинематографе возникли глубина кадра и отчётливая перспектива, движение перестало происходить параллельно зрителям, как на сцене, — кинематограф заявил права на существование как наиболее реалистичный способ фиксации действительности. И если говорить о Люмьере как об изобретателе кинематографа, то он первый представил это миру.

Закрепившиеся в дальнейшем за новым видом искусства названия: «кинематограф», «кинематография», «кино» — являются производными от наименования аппарата Люмьера вполне заслуженно. К тому же фамилия Lumière, восходящая к их предку, церковному служки, зажигавшего и гасившего свечи в храме, означает «свет» и как бы полностью оправдывает деятельность его потомков.

К началу 1896 года Люмьер наладил серийный выпуск своего аппарата. К производству он подключил инженера Жюля Карпантье, изобретателя фотобинокля, лучшего фотоаппарата того времени. Таким образом, Люмьер заполучил одного из главных французских конструкторов-механиков и устранил своего потенциального конкурента.
В течение года киномеханики Люмьера, снабжённые двумя сотнями аппаратов, завоёвывали мир: Британия, Бельгия, Австрия, Испания, Россия, Швеция, Румыния, Италия, Германия, Швейцария, США, Япония, Австралия, Мексика, Индия, Египет, Палестина, Дания, Португалия, Норвегия…
В отличие от Эдисона, Люмьер продавал не киноаппараты, а сеансы. Причём создавать кинотеатральную сеть ему не требовалось. Фотографическая фирма Люмьера-отца имела представителей по всему миру. Они договаривались с импресарио-концессионерами, которые за услуги киномехаников и программу фильмов отдавали бизнесмену половину выручки.
Киносеансы, в основном, устраивались в мюзик-холлах как главная приманка театральной программы. Для привлечения публики Люмьер использовал самый широкий спектр рекламных ходов — от банальных сообщений о восторженных рукоплесканиях изобретению коронованных особ до креативного решения демонстративно снимать в людных местах жителей города, где проводится сеанс. Участники уличных съёмок спешили в мюзик-холл, надеясь увидеть себя на экране и не подозревая, что в аппарате, которым их якобы снимали, не было плёнки. Однако в большинстве городов производились и видовые съёмки, которые тут же и показывались.
Количество сеансов неуклонно увеличивалось, каталог фильмов расширялся, доходы росли. Люмьер уверенно вытеснял конкурентов с мирового рынка.

3 мифа о Луи Люмьере
Миф третий. Таинственный уход
Неожиданный уход Люмьера из кинопроизводства в самом начале XX века до сих пор порождает самые разнообразные версии, вплоть до метафизической, озвученной в документальном фильме Ирины Васильевой «Головная боль господина Люмьера». По предположению авторов картины, Люмьер испугался демона, которого разбудил.
На деле же всё обстояло гораздо прозаичнее. По свидетельству оператора Феликса Месгиша, Луи Люмьер, нанимая его на работу в январе 1896 года, предупредил: «Мы предлагаем вам занятие без всякого будущего — как профессия ярмарочного балаганщика. Вы будете заняты шесть месяцев или год, а может быть, и того меньше...»
Поэтому Люмьер так торопился показать свое изобретение везде, где это сулило прибыль. Он опасался, что мода на синематограф быстро пройдёт. Надо признать, что по-своему он был прав. Система передачи, придуманная Люмьерами, была несовершенной и вскоре устарела. Пленка при частой демонстрации рвалась, а при повреждении перфорации становилась вообще негодной к употреблению. Примерно к 1905 году синематограф Люмьера перестал применяться в проекции.

Но у поражения Люмьера были не только чисто технологические причины. В мае 1897 года, во время демонстрации синематографа на благотворительном базаре, в Париже воспламенились пары эфира лампы кинопроектора. В пожаре погибло более 130 человек, в том числе представители элиты, 250 получили ожоги различной тяжести. После этого кошмарного происшествия интерес к тому кинематографу, который преподносили Люмьеры, заметно угас. Публика требовала зрелищ. Но, даже перестроившись на забавные сценки из бытовой жизни
(«Битва снежками», «Бег в мешке»), игровые комические эпизоды («Игроки в карты и садовник») с использованием кинематографических трюков («Разрушение стены») и даже замахиваясь на литературную классику («Фауст»), ничего существенно нового, что могло бы по-настоящему всколыхнуть зрителя, знаменитый изобретатель дать не мог.

В сентябре 1897 года Люмьер решил взять размером и содержанием, сняв «Страсти», киноверсию евангелической истории Христа. Съёмки проходили в чешской Горице, где труппа актеров давала соответствующее представление. Тринадцать сцен из жизни Христа составили самый длинный фильм фирмы Люмьера — 250 метров. В европейском прокате лента провалилась — зрители не понимали, почему театральную инсценировку пытаются выдать за хронику. В Америке Люмьера опередили конкуренты, оперативно сняв и выпустив собственные «Страсти».
Кроме того, в рамках кампании победивших республиканцев под лозунгом «Америка для американцев» был инициирован арест прибывших из Франции в США материалов и аппаратов люмьеровской фабрики. Ситуация была чревата войной патентов Эдисона и Люмьера.
Луи Люмьер, никогда не отрицавший, что обязан Эдисону многим, не был готов к такой схватке. Он уступил. К концу 1897 года синематограф Люмьеров потерял американский рынок. И они решили, что выгоднее продавать киноаппараты вместе с фильмами.

3 мифа о Луи Люмьере

Похоже, Люмьер просто устал бороться с конкурентами, следить за тем, чтобы никто не украл его идеи (люмьеровские киномеханики не расставались с аппаратами, даже когда спали), скандалить, защищаться, снимать фильмы, выдумывать какие-то трюки… Всё это отнимало массу драгоценного времени, которое он предпочел бы потратить на более важные вещи.
Какое-то время Люмьер ещё интересовался кинематографом с технической точки зрения. В 1900-м организовал кинопроекцию на самый крупный для того времени экран. В том же году получил патент на «аппарат, предназначенный для показа стереоскопических картин в движении», продолжая исследования, начатые ещё в 1896-м. Но технология так называемого анаглифа была еще очень несовершенной (первая публичная демонстрация «объёмного кино», которое следовало смотреть в специальных очках с цветовыми фильтрами, состоялась только в 1936 году).

3 мифа о Луи Люмьере

Дальнейшие исследования были отложены на неопределенный срок. Люмьер ушел из киношного бизнеса, занявшись семейным делом — фотографией. Именно ему (наравне с братом Огюстом) принадлежал рецепт знаменитых «голубых этикеток». Теперь же можно было приступить к давней затее — созданию цветной фотографии. В 1907 году братья Люмьер получили патент на «автохром», пластину с инкорпорированным трёхцветным экраном. Точность передачи цвета и чёткость изображения оказались настолько феноменальными, что люмьеровской технологией пользовались без малого три десятилетия, пока на смену пластинам не пришла более демократичная цветная плёнка.

3 мифа о Луи Люмьере

Ну а кинематограф… Макс Лефранк Люмьер вспоминал, что дед часто радовал семейство милыми фокусами. Однажды Луи Люмьер принёс из погреба две бутыли с водой. Он поставил их на стол и предложил налить. Но когда кто-нибудь пытался наклонить бутылки, они удлинялись, а вода исчезала. При этом бутылки выглядели абсолютно нормальными — стеклянными…
Видимо, кинематограф был для Люмьера чем-то вроде этих бутылок. Луи любил пошутить, но умел вовремя остановиться.

3 мифа о Луи Люмьере

Автор: Н. Хованская

6370
facebook
Нажмите «Нравится»,
чтобы читать Relax.ru в Facebook
 Top