13 интересных фактов про БАМ

Просмотр списком

27 октября 1984 года была пущена в действие Байкало-Амурская магистраль. «Стройка века», как ее называли в прессе тех лет, наконец-то, в основном завершилась. Прокладка железнодорожных путей в Сибири должна была способствовать освоению ее природных ресурсов, росту денежных капиталов. Но злой рок почему-то сделал эту ветку убыточной, обходящейся нашей стране в 5 миллиардов рублей. Сегодня, к 30-летию событий, когда первый поезд двинулся по дороге мечты, предлагаю ознакомиться с 13 интересными фактами о БАМе.

13 интересных фактов про БАМ

1. Впервые проект постройки сибирской железной дороги обсуждался еще в 1888 году на заседании Русского технического общества. Однако для осуществления такого грандиозного плана требовалась не только людская сила, но и более мощная техника и огромные капиталовложения. Машин и инвесторов, готовых вложиться в такое мероприятие у России тогда не было. В следующий раз вопрос о строительстве такой дороги возник сразу после Русско-японской войны 1905 года. Но и тогда освоение Дальнего Востока оказалось делом призрачным. И только после образования СССР в 1922-м идеи завертелись с новой силой. Первый перспективный план строительства магистрали был принят в 1924 году на Совете труда и обороны.

13 интересных фактов про БАМ

А уже с 1926-го начали оставляться топографические карты будущей трассы. Само строительство началось в 1932-м. БАМ обозначили стройкой оборонного значения, и первоначально его сооружение было поручено Наркомату путей сообщения. Дорогу планировалось запустить через 4 года. Такая срочность сооружения «железки» была продиктована военно-стратегической ситуацией на Дальнем Востоке, сложившейся после захвата Японией в 1930-31-е годы Манчжурии. Однако правительство столкнулось с проблемой нехватки рабочих рук: из запланированных 25 тысяч человек удалось мобилизовать только 2,5 тысячи. Тогда руководить этим проектом было назначено особое управление ОГПУ, которое привлекло к строительству политических заключенных, мотающих свои сроки в БАМЛАГе. Так что всесоюзная комсомольская стройка практически осуществлялась руками не молодежных лидеров.

13 интересных фактов про БАМ

2. Для заключенных три дня работы в ужасных условиях на строительстве БАМа засчитывались за четыре дня срока, а отсидевшим проработавшим на прокладке путей в качестве вольнонаемных не менее 3 лет гарантировалась полная реабилитация. Дети заключенных, членов профсоюза, строивших БАМ, имели одинаковые права с детьми трудящихся снятие судимости. С 1947 по 1958 год «сидельцы» выполнили 24 миллиона кубометров земляных работ, уложив на западном участке 840 километров главных и станционных путей, построили 55 станций и разъездов, 5 паровозных депо, 9 электростанций, 19 пунктов водоснабжения, возвели 90 тысяч квадратных метров жилой площади. На грандиозной строке трудились такие известные политзаключенные, как писательница Анастасия Цветаева, философ и инженер Павел Флоренский, будущий Маршал Советского Союза Константин Рокоссовский, писатель Юрий Домбровский, иерей Украинской православной церкви Алексей Усенко и другие.

13 интересных фактов про БАМ

А сколько народу погибло в этих условиях «вечной мерзлоты»! Заключенные прокладывали рельсы через неосвоенные территории Дальнего Востока – горы, реки, болота, преодолевая холод и высокую влажность грунта. В таких условиях строительные работы можно было вести не более 100 дней в году, но заключенные работали круглый год и в любую погоду по 16–18 часов в сутки. У многих появилась «куриная слепота», свирепствовала малярия, мучил ревматизм, бродили желудочно-кишечные инфекции. Так что БАМ, как и знаменитая «Железная дорога» Н. Некрасова, выстроена на костях. Всего погибло около 35 000 человек!
3. Комсомольцы-добровольцы все же пришли на БАМ, но в 1970-х. И, как всегда, молодому племени приписали все основные заслуги по строительству железной дороги. Негоже же писать о том, что земля поддалась политзаключенным! Это время овеяно романтикой дальних дорог, героикой комсомольских будней, отраженных во многих песнях о БАМе, коих написано немало, вот только некоторые из них:

4. Экстрасенс из Комсомольска-на-Амуре Юрий Васильевич Парамонов, который в эти пламенные годы прокладывал первые участки магистрали на месте станций Бам и Тайшет, вспоминает, насколько тяжело было морально работать здесь. Эти места – невольные свидетели смертей тысяч заключенных-строителей. Перед взором особо чувствительных молодых людей нередко возникали изможденные человеческие фигуры, так что многочисленные легенды о призраках БАМа – отнюдь не шутки.

13 интересных фактов про БАМ

5. Легенда о призрачном поезде, мчавшемся по некогда прорубленным просекам и мерзлым пустынным гатям и при этом не издававший ни единого звука, будоражила горячую молодую кровь. По воспоминаниям старожилов, на участке между Кичерой и Янчуканом, в 1940-м заключенные подняли восстание и захватили паровоз с тремя грузовыми платформами. На нем бедолаги по узкоколейке пытались прорваться в заповедную Якутию. Заветной мечте не суждено было осуществиться – авиабомбы, обрушившиеся по приказу начальства, разгромили не только состав, но и железнодорожное полотно. После этой трагедии, когда стройку свернули и лагеря опустели, таинственный поезд стал время от времени появляться в тех краях.

13 интересных фактов про БАМ

Да и разрушенная узкоколейка совершенно мистическим образом оказалась восстановленной. В этом лично убедились случайно наткнувшиеся на нее в 1973-м рабочие бригады Дмитрия Заречнева. К удивлению проходчиков, железнодорожное полотно, затерянное в тайге, находилось в идеальном состоянии: деревянные, будто вчера уложенные шпалы щедро пропитал пахучий креозот; ни болты, ни костыли не имели даже намека на ржавчину, а сами рельсы были настолько отполированы, словно по ним ежедневно шли десятки составов. Предположение о том, что узкоколейка в начале 70-х годов могла использоваться военными и советскими спецслужбами для подвоза грузов к секретным объектам, не нашло подтверждения: железнодорожная линия вела буквально в никуда, упираясь через 26 километров в высокий, поросший кедром холм. Кто поддерживал заброшенную железнодорожную ветку в столь идеальном и работоспособном состоянии, так и осталось загадкой…

13 интересных фактов про БАМ

6. Много легенд связано с тоннелями БАМа. Самым знаменитым среди из 8 возведенных, считается Байкальский. По словам проходчиков, периодически из глубоких вертикальных трещин свода выплывают странные желто-огненные шары, а через 1–1,5 после этого явления наблюдался сильный приток подземных вод, откачать которые стоило больших трудов.

13 интересных фактов про БАМ

Героем Кодарского тоннеля (самого высокогорного) стал призрачный Белый шаман. Этот участок дороги считается сейсмически опасным. Своим появлением видение словно предупреждало строителей о скором землетрясении.

13 интересных фактов про БАМ

Дверью в параллельный мир считают самый длинный Северомуйский тоннель, строительство которого было завершено в начале XXI века.

13 интересных фактов про БАМ

В 1979 году на западном участке в результате прорыва плывуна погибло более 30 рабочих и еще несколько человек оказалось замуровано каменными обломками. Когда операция по спасению проходчиков была завершена, один из рабочих рассказал, что, стараясь самостоятельно выбраться, он наткнулся в промытой плывуном нише в гранитной стене на огромную, зеленую от плесени металлическую дверь, все попытки открыть которую оказались безуспешными. Через год, во время проходческих работ, на восьмом километре произошло внезапное обрушение одного из участков основания тела тоннеля, обнажившее широкий желоб, который вел в глубь горного хребта. По воспоминаниям рабочих, из черной пустоты стали доноситься звуки, похожие на стук отбойных молотков. Начальство «Бамтоннельстроя» поспешило забетонировать странный желоб, а потусторонние явления объяснило высокой концентрацией в тоннеле газа радона, вызывающего слуховые галлюцинации.

13 интересных фактов про БАМ

7. Дорога пересекает 11 крупных водных артерий и множество небольших речушек, всего на ней можно насчитать 2 230 больших, средних и малых мостов. Самым первым на БАМе был построен небольшой временный подвесной пешеходный мостик через Таюру. Это сооружение возвели ленинградцы – посланцы города, знаменитого своими мостами. Наибольшую известность получил виадук через долину реки Итыкыт, описывающий крутой поворот среди живописных сопок. Его окрестили «Чертовым мостом». И в наши дни машинисты грузовых поездов, въезжающих на него, предусмотрительно крестятся и не только из-за опасности. Знамение они совершают, чтобы не столкнуться с чертовщиной. По легендам, хвостатые и юркие существа с поросячьими рожицами время от времени появляются на железнодорожном полотне перед медленно поднимающимся составом, а иногда даже прыгают на сцепку локомотива, ловко взбираются на крышу электровоза и устраивают там неистовые пляски…

13 интересных фактов про БАМ
8. В Усть-Куте находится единственный железнодорожный мост через Лену. Строители БАМа возвели ее за 18 месяцев, в два раза быстрее запланированного. Его протяженность – всего 418 метров. Он является символом покорения сибирской природы и памятником началу строительства БАМа. На одной из его опор до сих пор можно прочесть уже изрядно стершуюся надпись:

Принимай, БАМ, наш подарок
От бригады Шестака!
Будь, как памятник, опора
Здесь, у Лены, на века!

13 интересных фактов про БАМ

Но настоящим королем магистрали является мост через Амур. Это важное для Хабаровского края сооружение было модернизировано в 1980-м и стало двухъярусным.

13 интересных фактов про БАМ

Этот мост изображен на 5-тысячной рублевой купюре Банка России.

13 интересных фактов про БАМ

9. Сразу после развала СССР в прессе стало насаждаться мнение о том, что строительство БАМа не было экономически оправдано и что у этой магистрали нет будущего. Сократилось количество перевозок, и дорога стала убыточной. БАМ признана самым дорогим объектом инфраструктуры, построенным в СССР, ее стоимость в ценах 1991 года оставила 17,7 млрд рублей. Затраты превысили запланированные в четыре раза. Новое время вызвало интерес к этой магистрали.. Был даже разработан проект, предусматривающий двукратное увеличение пропускной способности БАМа – железнодорожной артерии, способной, как предполагают аналитики, существенно укрепить экономику страны и дать жизнь ее малоосвоенным, но богатым ресурсами восточным регионам.

13 интересных фактов про БАМ

10. Активным строителям БАМа вручалась медаль «За строительство Байкало-Амурской магистрали».

13 интересных фактов про БАМ

А уж сколько значков было посвящено этой комсомольской стройке, и не счесть!

13 интересных фактов про БАМ

11. В честь Байкало-Амурской магистрали назван астероид (2031) БАМ.

13 интересных фактов про БАМ
12. Парадоксально, что аббревиатура БАМ очень часто употребляется в мужском роде, несмотря на то что ключевое слово «магистраль» женского рода. Кстати, фольклор родил множество ее интерпретаций. Самыми известными фонетическими расшифровками аббревиатуры БАМ стали: «Брежнев Абманывает Молодежь», «Бездельников Атпугивает Магистраль».
13. В 1980-м была снята драма «Письма из БАМа». Но фильм так и не увидели в прокате. В 2008-м показали документальную ленту, снятую финским режиссером и сценаристом Джуни Хилтуненом, «БАМ – железная дорога в никуда».
13 интересных фактов про БАМ

Автор: Наталья Ханина

5220
facebook
Нажмите «Нравится»,
чтобы читать Relax.ru в Facebook
 Top