Пять секретов Т-50

Просмотр списком

Российский самолет пятого поколения Т-50 (ПАК ФА), поставки которого в войска начнутся в наступившем году, не менее фантастичен, чем космические истребители из "Звездных войн". Он обладает сверхманевренностью, незаметен для радаров — хотя сам видит все, — способен одинаково эффективно воевать на любой дистанции, поражая цели в небе и на земле.

Пять секретов Т-50

Все удивительное в Т-50 скрыто от взгляда. 70 процентов его обшивки изготовлено из композитных материалов для снижени я заметности. Эффективная площадь рассеяния Т-50 — ключевой параметр в радиолокации, — 0,5 квадратного метра. Это значит, что на экране радара он будет выглядеть предметом величиной с воздушный шарик.

Геометрия планера и крыльев рассчитана так, чтобы Т-50 мог выполнять полет на больших углах атаки. Это нужно для сверхманевренности, которую ПАК ФА обесмпечивают

Пять секретов Т-50

Самолет оснащен двигателями с управляемым вектором тяги (изделие 117). Как поворотный двигатель на корме моторной лодки, отклоняемые сопла позволяют ПАК ФА разворачиваться практически на месте.

Для преодоления вражеской ПВО двигатели могут переходить с круглых сопел на плоские. Это неэффективно — потери тяги достигают 5-7 процентов, — но необходимо, чтобы спрятать массивные раскаленные турбины от радаров и инфракрасных датчиков.

Издение 117 позволяет разгоняться до сверхзвуковой скорости без использования форсажа и оснащено цифровой системой управления. Однако это лишь первый этап — в 2020 году на смену нынешним моторам придут новые, с увеличенной на 25-30 процентов тягой.

Пять секретов Т-50

Умная обшивка

На Т-50 установлены шесть радаров. Их антенны распределны по обшивке, обеспечивая круговой обзор. Справа перед фонарем кабины находится датчик оптико-электронной системы обнаружения целей, за кабиной — инфракрасный датчик, позволяюший видеть "за спиной".

Станция радиоэлектронной борьбы "Гималаи" помогает Т-50 стать невидимым для вражеских радаров, одновременно позволяя видеть чамолеты-невидимки противника. Ее аппаратура также рассеяна по поверхности ПАК ФА.

- Мы изготавливаем не отдельные блоки, а части самолета со встроенными в них электронными устройствами, — объяснил генеральный директор концерна "Радиоэлектронные технологии" Николай Колесов.

Пять секретов Т-50

Холодный разум

Т-50 — очень умный самолет. Два его многопроцессорных компьютера соединены оптоволоконным интерфейсом с пропускной способностью гигабит в секунду. Система радиоэлектронной разведки позволяет собирать воедино информацию, получаемую от радиостанций, радаров, оптическихи других датчиков, формировать из нее цельную картину происходящего в небе и на земле и передавать куда следует.

ПАК ФА способен воевать как в одиночку, так и в рамках концепции "единого поля", где каждая боевая машина является глазами, ушами и ударной силой всей армии. Т-50 может передавать данные о целях другим самолетам и наземным комплексам ПВО или получать целеуказания от них. Бортовая систему управления вооружением позволяет сопровождать до 60 целей, одновременно обстреливая 16 из них.

Навигационная система самолета комбинированная: GPS, ГЛОНАСС, оба стандарта и вообще без спутников. На последний случай имеется инерциальная навигация, как в баллистических ракетах. Гироскопы и акселерометры измеряют угловые скорости полета, а электроника, зная точку взлета, вычисляет текущее местоположение Т-50.

Принципиально новая система управления может взять на себя часть нагрузки по пилотированию, позволяя летчику сосредоточиться на выполнении боевой задачи. Пилот получает информацию в виде картинки на трех многофункциональных дисплеях. Есть индикация на лобовом стекле, система нашлемного целеуказания и речевой информатор. Он говорит приятным женским голосом: "Пуск разрешен".

Пять секретов Т-50

ПАК ФА способен вести воздушный бой на любой дистанции и вооружен для этого ракетами большой, средней и малой дальности. Дальнобойная Р-37 установила мировой рекорд, поразив цель на дистанции в 304 километра. Ракета средней дальности РВВ-СД в НАТО получила имя "Гадюка". Ее боевая часть снаряжена металлическими стержнями с миниатюрными кумулятивными элементами. Стержни соединены друг тс другом и при подрыве образуют расширяющееся кольцо, разрезающее цель.

Ракета ближнего радиуса К-МД может использоватьсмя и для противоракетной обороны. На защиту самолета работают и "Гималаи" — они морочат головки самонаведения вражеским ракетам.

Поскольку Т-50 не "чистый" истребитель, а многоцелевой самолет, есть у него оружие и для работы по земле. Например, , сверхзвуковая ракета "БраМос" российско-индийсконо производства, противокорабельная Х-35 или "убийца радаров" Р-58.

Пять секретов Т-50
2062
facebook
Нажмите «Нравится»,
чтобы читать Relax.ru в Facebook
 Top