Телескоп xmm-newton открыл экзотическую пару звезды и черной дыры

Гаджеты телескоп 20.03.2013 15:09
Телескоп XMM-Newton открыл экзотическую пару звезды и черной дыры

В Европейском космическом агентстве рассказали, что рентгеновский телескоп XMM-Newton помог открыть экзотическую пару звезда-черная дыра, в которой два объекта делают полный оборот вокруг друг друга всего за 2,4 часа, что на один час быстрее прежнего рекордного времени.

Черная дыра в этой сверхкомпактной паре известна как MAXI J1659-152. По расчетам ученых, она примерно втрое тяжелее Солнца, а вот ее звездный компаньон — это лишь 20% солнечной массы. Два этих объекта разделяет примерно миллион километров, что очень мало по космическим меркам. Впервые дуэт космических объектов был обнаружен еще в сентябре 2010 года телескопом Swift, поймавшим вспышки рентгеновских лучей от черной дыры. Сразу же после этого японский телескоп Maxi подтвердил наличие черной дыры в районе наблюдений.

Подробные наблюдения также позволили установить, что рядом с самой черной дырой есть еще один объект, расположенный к ней очень близко. При помощи XMM-Newton, который наблюдал за парой космических тел в непрерывном режиме более 14 часов, удалось установить, что звезда вращается вокруг черной дыры с очень высокой скоростью, полностью огибая ее всего на 2,4 часа. Прежний рекорд принадлежал черной дыре Swift J1753.5–0127, звезда-компаньон которой делала оборот за 3,2 часа.

Как рассказали в Европейском космическом агентстве, черные дыры и их звезды очень часто имеют один общий центр массы, вокруг которого они и вращаются, причем чем ближе два объекта расположены друг к другу, тем быстрее они вращаются. В системе MAXI J1659-152 черная дыра и звезда разделены всего лишь 1 млн километров, что в 150 раз меньше, чем расстояние от Земли до Солнца. При этом, суммарная масса двух объектов значительно превышает суммарную массу Земли и Солнца.

Ученые исследовали скорость вращения звезды и пришли к выводу, что скорость ее вращения в 20 раз превышает скорость вращения Земли вокруг Солнца.

Источник: cybersecurity.ru