В европе может появиться гражданский космический мини-шаттл

Просмотр списком
В Европе может появиться гражданский космический мини-шаттл

Уже до конца этого десятилетия в Европе может появиться новый орбитальный роботизированный корабль. Если, конечно, в ноябре этого года программа строительства аппарата будет одобрена в совете Европейского космического агентства. Проект Innovative Space Vehicle (ISV) представляет собой гражданский эквивалент американского военного мини-шаттла X-37B, который уже дважды летал на околоземную орбиту.

По своим размерам ISV будет несколько меньше X-37B.



В конце ноября в Италии состоится встреча министров Европейского Космического Агентства, где будут обсуждаться проекты финансирования на предстоящие несколько лет. Будет обсуждаться и программа PRIDE (Program for Reusable In-orbit Demonstrator in Europe), в рамках которой должны быть выделены средства на финансирование ISV, а также его предшественника IXV или Intermidiate Experimental Vehicle.

Проект PRIDE-ISV предусматривает создание модульного аппарата с многоцелевой грузовой ориентацией. ISV должен работать на околоземной орбите, выполняя самый широкий спектр работ, а также возвращаться на землю подобно тому, как это делали американские шаттлы. Среди целей, для которых можно будет применять ISV называются сервисные работы по обслуживанию спутников, мониторинг поверхности планеты, исследование космоса.

Запускать ISV предлагается с космодрома Куру во Французской Гвиане на борту ракеты-носителя легкого класса Vega. На сегодня Vega — это самая маленькая европейская космическая ракета, которая требует, чтобы и ISV также был небольшим. Ракета может выводить на круговую полярную орбиту высотой до 700 км аппараты массой до 1500 кг. "Проектируя ISV мы взяли за основу суборбитальный аппарат IXV, добавив в него возможности более высоких полетов и возможности по доставке различных модульных грузов для различных космических работ",- говорит Джорджио Тумино, прорраммный менеджер IXV. По его словам, создание в рамках PRIDE одновременно надежного и многоразового аппарата является крайне сложной задачей. Дополнительную сложность проекту придает то обстоятельство, что аппарат должен быть небольшим и недорогим.

Согласно действующему сейчас проекту, IXV должен быть готов к 2014 году и его рабочая масса должна составлять около 1800 кг. В отличие от американского X-37B, IXV предназначен для суборбитальных полетов. Он тяжелее ISV, поэтому ракета-носитель может довести его лишь до суборбитальных высот. В ISV предлагается учитывать существующие лимиты и снизить массу как минимум на 300 кг.

В Европейском космическом агентстве рассказали, что аппарат должен стать в будущем базой для роботизированных космических миссий, которые будут выполнять самые разные работы, включая починку и обслуживание спутников.

В ЕКА также отметили, что открыты для международного сотрудничества по проекту ISV и наиболее вероятным партнером тут является Япония. Также предполагается, что ведущую роль в проекте ISV будет у CIRA — итальянского космического агентства. В том случае, если ISV получит нужные на разработку деньги, то его строительство может начаться к 2014 году. В нынешнем проекте IXV принимают участие около трех десятков подрядчиков, в ISV будут еще больше.

Источник: cybersecurity
227
facebook
Нажмите «Нравится»,
чтобы читать Relax.ru в Facebook
 Top