Реальные прототипы мировых святынь в память Великой Отечественной войны

Просмотр списком

Вторая мировая война прокатилась по всей Восточной Европе, и, пожалуй, нет ни одной семьи, где бы ни вспоминали эти события. В России и других странах подвиг солдат на фронте и простых людей в тылу увековечен во множестве мемориалов. У них тоже есть своя история, свои прообразы. Героями нашей статьи являются реальные люди, чьи лица и фигуры послужили для создания известных на весь мир скульптур.

Реальные прототипы мировых святынь в память Великой Отечественной войны

Скульптура «Родина-мать зовёт!» — центральная в мемориале «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане в Волгограде. Она занесена в Книгу рекордов Гиннесса как одна из самых высоких статуй мира.

Реальные прототипы мировых святынь в память Великой Отечественной войны

Почти 50 лет хранила в тайне свой работу натурщицей Валентина Изотова. 78-летняя пенсионерка признается, что в хрущевские и брежневские времена считалось, что позировать в полуобнаженном виде замужней даме неприлично. Она более всего подходила для воплощения замысла руководителя проекта Вучетича. Его сподвижники, молодые скульпторы, искали вдохновенную натуру. Изотова работала официанткой в престижном ресторане «Волгоград», который посещали все именитые гости города на Волге. Обслуживать именитых персон, таких как Фидель Кастро или император Эфиопии, могла девушка только с настоящей советской внешностью. Вот на целеустремленный взгляд, строгое лицо и спортивную фигуру и обратил внимание молодой скульптор Лев Майстренко, который и уговорил ее позировать.

Реальные прототипы мировых святынь в память Великой Отечественной войны

«Авантюра» растянулась на два года. Кандидатуру Валентины на роль Родины-матери утверждал сам Вучетич. Работа натурщицей была такой женапряженной, как и работа официанткой. Да к тому же еще пришлось отражатьнападки мужа, который был против позирования. По замыслу скульпторов фигура Родины-матери должна вдохновлять на подвиги. Изнуряющая поза с раскинутыми руками и выставленной вперед левой ногой, постоянно разинутый рот были слишком утомительны. Но, несмотря на это, Вале удавалось создать вдохновенный настрой. Такой и получилась Родина-мать, зовущей на ратные подвиги.

Памятник Советскому воину-освободителю в Пловдиве (Болгария) больше известен в народе как «Алеша».

Реальные прототипы мировых святынь в память Великой Отечественной войны

Прообразом памятника считается рядовой сборной роты 3-го Украинского фронта Алексей Иванович Скурлатов, бывший стрелок 10-го отдельного лыжного батальона 922-го стрелкового полка, переведённый из-за тяжёлого ранения в связисты. В 1944 году он восстанавливал телефонную линию Пловдив—София. И кто-то из местных ребят рабочих нарисовал его портрет. Особенно тесно Алексей Иванович сдружился с Методи Витановым, который и передал скульптору этот эскиз. Васил Родославов и ваял памятник, основываясь на этом изображении. Сам же Алексей Скуралатов и не знал, что вошел в историю. Даже слушая «Стоит над горою Алеша...», не догадывался, что это в его честь. Впервые увидел памятник в 1981 году.

Реальные прототипы мировых святынь в память Великой Отечественной войны
Алексей Скурлатов в молодости и сегодня

«Мать-Родина» на Пискаревском кладбище

Прообразом этой 6-метровой скульптуры стала натурщица Мухинского училища Елена Сидорова. Кроме своей вдохновенной внешности и горделивой осанки, она имела и героическое прошлое: пережила Блокаду, спасала раненых в тылу, носила им воду, тушила фашистские зажигалки. Скульптор Роберт Таурит после этих откровений сразу утвердил натурщицу. Однако стоит заметить, что Ленины в скульптуре только фигура, руки, складки на юбке. Чтобы зафиксировать руки в нужном положении, мастер давал девушке вафельное полотенце. Ее работу, растянувшуюся на год, оценили по рублю в час. И даже по завершении скульптуры единственная награда, которая ждала натурщицу, — бокал шампанского в компании Роберта Карловича. Да еще, пожалуй, приглашение на торжественное открытие грандиозного мемориала, ставшего символом мужества ленинградцев. Она скромно стояла в толпе и гордилась тем, что в Матери-Родине есть и ее частица. Скульптура получилась величественной.

Реальные прототипы мировых святынь в память Великой Отечественной войны

Сейчас в квартире Елены Сидоровой не осталось никаких напоминаний о работе с Тауритом: ни уменьшенной копии скульптуры, ни фотографий из мастерской, ни даже автографа знаменитого скульптора. Сохранился лишь небольшой альбом с фотографиями, подаренный сотрудниками Пискаревского мемориала. На нем дарственная надпись: «Елене Ильиничне Сидоровой в знак признательности и уважения».

Реальные прототипы мировых святынь в память Великой Отечественной войны

Мемориальный комплекс «Хатынь»

Напоминает нам о белорусской трагедии. Деревня Хатынь была полностью выжжена фашистами. Жителей согнали в огромный сарай, а непокорныхрасстреливали в упор. Только нескольким удалось бежать к партизанам. Единственный взрослый свидетель хатынской трагедии 56-летний деревенский кузнец Иосиф Каминский, обгоревший и израненный пришел в сознание поздно ночью, когда фашистов уже не было в деревне. Ему пришлось пережить еще один тяжкий удар: среди трупов односельчан он нашел своего израненного сына. Мальчик был смертельно ранен в живот, получил сильные ожоги. Он скончался на руках у отца. Этот трагический момент из жизни Иосифа Каминского запечатлен в единственной скульптуре мемориального комплекса «Хатынь» «Непокоренный человек».

Реальные прототипы мировых святынь в память Великой Отечественной войны

Иосиф Каминский не дожил до наших дней, он скончался в 1973 году.

Реальные прототипы мировых святынь в память Великой Отечественной войны

Памятник Воину-освободителю в Таллине (Эстония)

Реальные прототипы мировых святынь в память Великой Отечественной войны

В народе называется «Бронзовым солдатом». По одной из версий, прототипом солдата стал эстонский борец, олимпийский чемпион Кристьян Палусалу, который во время войны сдался в плен финнам.


Реальные прототипы мировых святынь в память Великой Отечественной войны

Другие считают, что им был эстонский красноармеец Велло Раянгу.


Реальные прототипы мировых святынь в память Великой Отечественной войны

После демобилизации он поступил в Академию художеств, где его и присмотрел скульптор Энн Роос. «Раянгу был настоящим героем. Во время войны он служил сержантом Эстонского стрелкового корпуса, был награжден двумя орденами Красной Звезды. Это редкий пример отваги».

«Воин-освободитель» — монумент в Берлине

Реальные прототипы мировых святынь в память Великой Отечественной войны

Центром композиции является бронзовая фигура советского солдата, стоящего на обломках свастики. В одной руке солдат держит опущенный меч, а другой поддерживает спасённую им немецкую девочку. Прототипом памятника стал советский солдат, уроженец села Вознесенки Тисульского района Кемеровской области, Николай Масалов, спасший немецкую девочку во время штурма Берлина в апреле 1945 года. Ребенка ваяли с дочери русского коменданта Светы Котиковой, впоследствии ставшей актрисой. Зрителям она запомнилась по фильму «Ох уж эта Настя!».

Среди прочих памятников-символов можно назвать агитационный плакат «Родина-мать зовет!». Он и сейчас задевает за живое. Лицо для Родины художник Ираклий Тоидзе позаимствовал у своей жены. Однако ему пришлось несколько состарить портрет. История создания шедевра такова. «Когда по радио объявили о нападении фашистов на СССР, мама страшно испугалась, — рассказывал сын художника Александр Тоидзе. — Она вбежала в мастерскую отца с криком «Война!». Папа сказал: «Стой так и не двигайся!» — и стал делать наброски. Через несколько дней плакат был готов. Маме в 1941 году было 37 лет, но никто ей тогда не давал и 30. Отец нарочно «состарил» ее лицо, сделав образ Родины-матери солиднее и строже.

Реальные прототипы мировых святынь в память Великой Отечественной войны
1658
facebook
Нажмите «Нравится»,
чтобы читать Relax.ru в Facebook
 Top