Причины катастрофы агитсамолета «Максим Горький»

Просмотр списком

18 мая 1935 года на центральном аэродроме Москвы проходило шоу – демонстрация экстравозможностей принципиально нового по тем временам самолета «Максим Горький». Несмотря на то что он успешно выдержал все тренировочные испытания, официальный показ закончился трагедией, в результате которой погибли 49 человек, среди которых 3 пилота, 9 членов экипажа и 37 пассажиров – сотрудники ЦАГИ и их родственники, в том числе 6 детей. Что же послужило причиной катастрофы, читайте далее.

Причины катастрофы агитсамолета «Максим Горький»

Идея создать самолет в честь 40-летнего юбилея творческой деятельности писателя Максима Горького превратилась в настоящую инженерную кампанию. В короткие сроки были собраны деньги на строительство гиганта. Возглавил проект известный авиаконструктор Андрей Николаевич Туполев. За 10 месяцев под его руководством лучшие конструкторы СССР, такие как В.М. Петляков, А.А. Архангельский, Б.М. Кондорский, В.Н. Беляев, Б.А. Саукке, Е.И. Погосский, А.А. Енгибарян, Н.С. Некрасов и другие создали этот чудо-самолет.

Причины катастрофы агитсамолета «Максим Горький»
АНТ-20 в сборочном цеху

17 июня 1934 года летчик-испытатель М. М. Громов впервые поднялся на нем в небо. Самолет хорошо слушался штурвала, был устойчив в полете и через два дня, во время встречи челюскинцев, совершил торжественный полет над Красной площадью в сопровождении истребителей, которые рядом с гудящим всеми восемью моторами гигантом казались игрушечными.

Причины катастрофы агитсамолета «Максим Горький»
В небе над Красной площадью

Зарубежные СМИ не замедлили отреагировать на столь знаменательное событие, отметив, что СССР становится сильной мировой авиационной державой, способной создавать самые современные самолеты, подобные агитсамолету-гиганту «Максим Горький». А это наглядное свидетельство тому, что в стране имеются хорошая научная база и талантливые конструкторы. Иностранные журналисты, совершившие полет над Москвой, подробно описали внутреннюю и внешнюю конструкцию самолета, пассажирский салон, отдельные каюты с «прозрачным полом», буфет, центральную телефонную станцию, киноустановку, типографию, выпускавшую малотиражную газету прямо в полете, фотолабораторию, пневмопочту, радиостудию, библиотеку, электростанцию и туалет. Пилотажно-навигационное оборудование самолёта обеспечивало его эксплуатацию днем и ночью, в том числе ночные посадки на неподготовленной местности. Кроме 8 членов экипажа, самолет мог брать на борт 72 пассажира, что было рекордным показателем для данного класса самолетов.

Отмечалось и то, что впервые у нас на пассажирском самолете был установлен автопилот отечественной конструкции. Управление машиной былодвойное. На самолете было 14 топливных баков, двигатели запускались сжатым воздухом. Масса пустого «лайнера» составляла 28,5 тонны. Единственным секретом для иностранных корреспондентов была возможность трансформировать чудо-самолет в боевую технику.

Причины катастрофы агитсамолета «Максим Горький»
Перед вылетом накануне трагедии

Из официального сообщения ТАСС: «18 мая 1935 года в 12 часов 45 минут в городе Москве, в районе Центрального аэродрома произошла катастрофа с самолетом «Максим Горький». Управляли самолетом летчик ЦАГИ Журов и пилот из эскадрильи им. М. Горького В. Михеев. В сопровождение «Максиму Горькому» выделили два самолета: двухместный Р-5, который пилотировал Рыбушкин, и истребитель И-5 под управлением испытателя Н.П. Благина. Демонстрационный полет снимал оператор Щекутьев с самолета Р-5. По замыслу кинодокументалистов Благин должен был во время съемок летать рядом с АНТ-20, чтобы зрители могли увидеть разницу в размерах. Но близость двух самолетов приобрела угрожающий характер: Благин стал выполнять фигуры высшего пилотажа, что было категорически запрещено. В результате «мертвая петля» стала последней не только в жизни истребителя, но и поставила крест на гиганте «Максим Горький».

Почему же Благин ослушался требований, ведь он был опытным летчиком? По одной версии, совершить эти трюки его уговорило высшее руководство, возможно, даже руководство страны. Ведь такие действия уголовно наказуемы, так как влекут за собой угрозу не только собственной жизни, но и других участникам полета и зрителям. Решиться на такой отчаянный шаг мог человек, которому пообещали свободу и безопасность. Мог ли кто-либо предположить, что такие выкрутасы закончатся трагически?

Причины катастрофы агитсамолета «Максим Горький»
Николай Павлович Благин

Другая версия поражает своей чудовищностью. Якобы Благин специально протаранил самолёт-гигант. После катастрофы 12 сентября 1935 годапольская эмигрантская газета «Меч» опубликовала исповедальное письмо Благина, написанное накануне демонстрационного полета. Оно представляло собой своеобразное воззвание, пропитанное антикоммунистическим духом.. Сегодня это письмо признано фальшивкой. В нем Благин представлен как народный мститель за «красный кровавый империализм», за годы голода и нищету.

В голове не укладывается: летчики проходили жесточайший отбор, были под бдительным присмотром органов НКВД, «голубая кровь»... Вряд ли подобное могло произойти. Скорее всего такой документ специально фальсифицировали, чтобы отвести внимание от истинной причины происходящего. Да и, по словам вдовы Благина Клавдии Васильевны, это письмо похоже на стиль камикадзе, но никак не на образ мыслей Николая Павловича. Данное воззвание должно было стать сенсацией в эмигрантской антисоветской политике.

В середине 30-х годов нарастает волна террора. Газета «Правда» печатает заметки с обращающими на себя внимание заголовками: «Приговор по делу о гибели танкера “Борис Шеболдаев”», «Дело врачей Арзамасской больницы». Могло ли случиться, что чекисты в этой ситуации не постарались разоблачить очередного «врага народа»? В конце 1990-х годов в документальном вестнике «Источник» (приложение к журналу «Родина») были опубликованы новые документы о катастрофе «Максима Горького», в том числе и секретная записка на имя И. Сталина наркома внутренних дел СССР Г. Ягоды. Этот документ показывает, что НКВД все-таки докопалось до истинных причин и выяснило, что за час-полтора до полета в присутствии летчиков Рыбушкина и Журова работники Московской кинофабрики В. Ряжский, К. Тер-Оганесов и А. Пуллин сговорились с Благиным, что тот для киносъемки выполнит фигуры высшего пилотажа. В этой же записке упоминаются фамилии и начальника летно-испытательной станции ЦАГИ Чекалова и его помощника по летной части Козлова, которые, как пишет Ягода Сталину, проявили «преступно-беззаботное отношение». После такой квалификации действий лиц, непосредственно причастных к организации полетов, естественно ожидать, что на них обрушится жестокая кара. Но что читаем в записке Ягоды: «Нами привлечены к уголовной ответственности работники кинофабрики военно-учебных фильмов Ряжский В.Г. и Пуллин А.А...» По сути дела с тех, кто отвечает за летный состав, все переложено на посторонних людей, приглашенных лишь за тем, чтобы запечатлеть полет для эпохи...

Трупы людей вместе с обломками самолета усеяли сады в поселке «Сокол». Туда были посланы курсанты военных училищ и милиции, части НКВД. Фильм был арестован и засекречен. На похоронах жертв воздушной катастрофы многие обратили внимание на удивительное снисхождение, проявленное и к погибшему главному виновнику трагедии Николаю Благину: его похоронили вместе со всеми на Новодевичьем кладбище.

Причины катастрофы агитсамолета «Максим Горький»

Несмотря на отчаянные попытки советской прессы сделать Благина «козлом отпущения», который уже не мог себя защитить и оправдаться перед общественностью, его семья все же получила поддержку от государства: единовременное пособие и пенсию. Такое «сердобольное» решение могли принять только «на самом верху», то есть на уровне правительства. Значит, его реабилитировали перед людьми.

2999
facebook
Нажмите «Нравится»,
чтобы читать Relax.ru в Facebook
 Top