7 основных принципов воспитания и образования наследников престола

Просмотр списком

Система образования в России впервые появилась во времена правления государя Алексея Михайловича. Царевич Иван Алексеевич и царевна Софья Алексеевна стали первыми образованными наследниками. Их обучение проходило по программе Славяно-греко-латинской академии, которую открыли в 1687 году в Москве.

7 основных принципов воспитания и образования наследников престола

Екатерина II считала, что пробелы в образовании являлись причинами многих проблем, поэтому она уделяла особое внимание воспитанию наследников престола и великих князей. В то время и была заложена основа системы образования будущих монархов.

Изучение языков и чтение

Основной задачей в воспитании и образовании того времени являлось пробуждение интереса к чтению литературы, античная история и философия считались крайне значимыми. Особое внимание уделяли изучению языков, поэтому иностранцы зачислялись в штат царских детей как можно раньше. Считалось, что прямое общение с носителем языка — отличный способ обучения будущих правителей.

7 основных принципов воспитания и образования наследников престола

Физическое развитие

Будущих монархов с раннего возраста закаливали, обучали танцам, фехтованию и верховой езде. Наследников было запрещено перекармливать, поэтому они питались по определенному режиму в специально отведенное время. Комнаты, в которых спали дети, были светлыми и хорошо проветривались, под окнами постоянно стреляли из пушек, чтобы будущие правители с раннего возраста привыкали к громким звукам. Вместо кроватей в детских были твердые волосяные матрасы. Наследники престола постоянно делали различные гимнастические упражнения, чтобы улучшать и совершенствовать собственные физические возможности.

7 основных принципов воспитания и образования наследников престола

Физический труд

В 18 веке особое внимание уделяли физическому труду. Считалось, что наследники престола должны обладать навыками маляра, кучера, столяра, дровосека, пахаря и т. д. Царские дети жили по распорядку дня, и время, отведенное на трудовое воспитание, составляло немалую часть.

7 основных принципов воспитания и образования наследников престола

Религия и воспитание нравственности

«Будьте мягки, человеколюбивы, доступны, сострадательны и либеральны» — так говорила Екатерина о личности будущего правителя на экземпляре «Телемака», которое было адресовано внуку. Считалось, что при обучении одной из формой поощрения царских детей было право на оказание финансовой помощи нуждающимся людям. Если ребенок имел отличную успеваемость на протяжении полугода, то его поощряли тем, что давали возможность оказывать помощь нуждающимся.

Гражданский долг

В наследниках престола с раннего детства воспитывали осознание ответственности за других людей. Его должна интересовать судьба подданных, как своя собственная. Дети изучали различные гуманитарные науки, математику, физику, химию, но учителя говорили и о том, что каждый образованный человек в первую очередь должен стать честным гражданином.

7 основных принципов воспитания и образования наследников престола

Личный пример педагога

На воспитателей наследников престола в то время возлагалась большая ответственность: так как дети обучались в домашних условиях, то формирование их мировоззрения напрямую зависело от личностных качеств учителя. Наставников отбирали очень тщательно, ведь им предстояло обучать великих князей, проводить с ними большую часть времени, воспитывать положительные качества.

7 основных принципов воспитания и образования наследников престола

Общение с другими детьми

В 1858 году Я.К. Грот создал «Проект учебного решения для великих князей», в котором поднималась проблема о возможности обучения наследников престола среди ровесников. По жребию отбирали несколько детей, обучающихся в самых престижных петербуржских и московских учебных заведениях. Они имели право получать образование в одном классе с будущим правителем, а во время каникул проводить с ним время за занятиями гимнастикой и прогулками. Грот считал, что обучение со сверстниками хорошо тем, что появляется соперничество, а вследствие этого — успех и формирование волевых качеств характера.

4414
facebook
Нажмите «Нравится»,
чтобы читать Relax.ru в Facebook
 Top