Гуманистические педагогические принципы Януша Корчака

Просмотр списком

В июле мы отметили 135-летие со дня рождения педагога, писателя, врача и общественного деятеля Януша Корчака. 2012-й в Польше был объявлен годом имени этого великого гуманиста. Его подвиг во имя детей вспоминают во всем мире, на его книгах училось не одно поколение русских и зарубежных педагогов. О самых важнейших принципах воспитания читайте далее.

Гуманистические педагогические принципы Януша Корчака

Основа педагогической деятельности – любовь к ребенку. Именно из любви к детям Януш Корчак организовал в 1911 году в Варшаве Дом сирот. Отказавшись от собственного счастья, посвятил себя воспитанию детей.

Гуманистические педагогические принципы Януша Корчака

В этом приюте по ночам он писал сказки для них и книги о воспитании для взрослых, а в дневное время налаживал взаимоотношения ребят между собой. На 100 детей приходилось восемь человек обслуживающего персонала, включая самого директора. Все они разделяли взгляды Корчака и участвовали в процессе воспитания. Это было маленькое государство со своей иерархией, почти как в книге писателя «Король Матиуш Первый».

Гуманистические педагогические принципы Януша Корчака

Для родителей принцип любви к ребенку заключается в следующих правилах:

«1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот — третьему, и это необратимый закон благодарности.

3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.

4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.

Гуманистические педагогические принципы Януша Корчака

5. Не унижай!

6. Не забывай, что самые важные встречи человека – это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них – мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.

7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь, но не делаешь. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.

8. Ребенок – это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.

9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы другие сделали твоему.

10. Люби своего ребенка любым – неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним, — радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой».

Принцип реальной выполнимости требований, предъявляемых ребёнку. Для этого воспитателю надо хорошо знать детскую психологию, уметь оценивать поступки с позиций ребенка. Дитя может врать, драться, сквернословить, но оно должно осознавать, что такое хорошо, а что такое плохо. «Ты вспыльчив, — говорю я мальчику, — ну и ладно, дерись, только не очень сильно, злись, только один раз в день». В Доме сирот Корчака с вредными привычками боролись нестандартными методами. Существовали оригинальные стимулы самовоспитания, которые приводили к нужным результатам. Это была система, которая реально оценивала возможности воспитуемого. Избавиться от недостатков помогали «списки раннего вставания», «списки драк», «нотариальная тетрадь», индивидуальные пари. «В конфликте с совестью и вырабатывается моральная стойкость», — считал Януш Корчак.

Учет прав ребенка. Корчак выдвигает три основных: «1. Право ребенка на смерть. 2. Право ребенка на сегодняшний день. 3. Право ребенка быть тем, что он есть».

Учёт прав и возможностей родителя и воспитателя. Любовь к ребенку – это прежде всего наблюдение. И родители, и воспитатели должны понять его индивидуальность, его наклонности, черты его характера. А познать чувственные и умственные наклонности ребёнка и, следовательно, определить направление, в котором нужно прикладывать воспитательные усилия, эффективно можно в игре.

Общаться с ребенком надо на уровне возможностей его понимания (то есть в соответствии с возрастом). «Ох уж эти наши ответы...» на каверзные детские вопросы. Ребенку надо все объяснять правильно, иначе впоследствии он будет воспринимать мир искаженно. «Если мы дали ему неудобоваримую информацию — он не поймет ее, глупый совет — он не примет его, не послушается...».

Нужно готовить ребенка к реальной жизни (а не идеальной, воображаемой).«В теории воспитания мы часто забываем о том, что должны учить ребенка не только ценить правду, но и распознавать ложь, не только любить, но и ненавидеть, не только уважать, но и презирать, не только соглашаться, но и возражать, не только слушаться, но и бунтовать...». Нельзя скрывать от ребенка жестокость реального мира с его невежеством, моменты поражений и неудач.

Право ребенка на уважение. Каждый маленький человек имеет право выражать свои мысли, то, что думает он, а не взрослые. Любая мать должна черпать «не из книг, а из самой себя. Ничего не может быть ценнее. И если моя книга убедила тебя в этом, значит, она выполнила свою задачу. Будь же готова к долгим часам вдумчивого одинокого созерцания...» Во взаимоотношениях с ребенком надо быть честным, поскольку «обмануть его невозможно, и он без труда раскусывает эти наши роли. Вначале они пробуют бороться с ложью, но потом, увидев всю бессмысленность борьбы, сами начинают водить нас за нос, подкупать, обманывать».

Педагогика – это прежде всего наука о человеке. «Детей нет — есть люди, но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств. Помни, что мы их не знаем».

Вся жизнь Януша Корчака была отдана детям, с ними он и отправился в последний путь. В годы Второй мировой войны, когда фашисты оккупировали Польшу, в Варшаве было создано еврейское гетто, куда согнали всех жителей, в том числе и еврейский Дом сирот. У Януша Корчака была возможность эмигрировать, но он не бросил своих воспитанников.

Гуманистические педагогические принципы Януша Корчака
Перед отправкой в Треблинку. 1942 г.

Погиб вместе с ними в газовой камере Треблинки. Это настоящий праведник, не изменивший своим принципам. В Израиле в музее «Яд ва-Шем» есть памятник Янушу Корчаку.
Гуманистические педагогические принципы Януша Корчака

Имя Януша Корчака стало символом стойкости и высоты духа, мудрости Педагога, поистине героической любви к детям.

3932
facebook
Нажмите «Нравится»,
чтобы читать Relax.ru в Facebook
 Top