10 женщин из России, ставших музами гениев искусства

Просмотр списком

Феномен русской женщины всегда привлекал внимание не только соотечественников, но и иностранцев. Гордость и простота, всепрощающая любовь и жалость, красота и мучительная сладость отношений – в ее натуре. Сильные волевые характеры, роковым образом меняющие судьбы под стать творцам, пытающимся сделать мир прекраснее. О 10 русских музах читайте далее.

10  женщин из России, ставших музами гениев искусства
Елена Дьяконова

Родившаяся в Казани в семье бедного чиновника Ивана Дьяконова девочка и не предполагала, что будет вдохновлять французских поэтов и художников на шедевры. Судьба распорядилась таким образом, что ее мать, овдовев, вторично вышла замуж за адвоката Димитрия Гомберга, имя которого Елена и взяла как свое отчество. Семья переехала в Москву. Елена Дмитриевна Дьяконова училась вместе с Мариной и Анастасией Цветаевыми. В 18-летнем возрасте, пребывая в Швейцарии на лечении от туберкулеза (санаторий Клавадель), девушка познакомилась с французским поэтом Полем Элюаром. Себя она называла Галой, Элюар величал ее – Гала (с ударением на последнем слоге).

10  женщин из России, ставших музами гениев искусства

Закрутился головокружительный роман, и в 1917-м они поженились. Через год родилась малышка Сесиль. В 1921-м Элюар и Гала были в гостях у художника Макса Эрнста (Кёльн). Дьяконова была любвеобильной: оставаясь женой одного, была любовницей другого, позируя ему обнаженной. Тройственный союз никого не тяготил, и впоследствии Макс переехал к супругам во Францию. В 1929-м Элюар и Гала посетили каталонского художника Сальвадора Дали.

10  женщин из России, ставших музами гениев искусства

Встреча двух неординарных людей молнией поразила обоих, да так, что Гала разводится с поэтом и в 1932-м регистрирует отношения со своим молодым любовником (на тот момент ей было 38 лет).

10  женщин из России, ставших музами гениев искусства

Она стала единственной женской моделью и музой Дали, который обожествлял ее в своих полотнах. Свободные нравы отличали и этот брак. В 1968-м он приобрел для возлюбленной замок Пуболь, где Гала жила одна и могла наслаждаться обществом молодых любовников. Здесь она провела последние годы жизни и была похоронена. Сальвадор пережил свою музу на 7 лет. Последние годы его жизни были омрачены сумасшествием.

Ольга Хохлова

Нежинская девочка Ольга Хохлова дворянского происхождения с детства мечтала стать балериной. Ее отец Степан Васильевич Хохлов был полковником Императорской армии, и семья постоянно переезжала. Дети Хохловых выросли в Санкт-Петербурге. Кроме Ольги, у супругов были трое старших сыновей и младшая дочь.
В 1910 году Степан Васильевич был переведен служить в Карсскую область, а Ольга, которая только что закончила обучение в французском лицее, решила остаться в Санкт-Петербурге, чтобы поступить в школу танцев Евгении Соколовой. А уже в следующем году через сестер Конецких она попала на просмотр к Сергею Дягилеву и получила место в «Русских балетах».

10  женщин из России, ставших музами гениев искусства

В 1911-м она уже выступает в Монте-Карло, правда, ничем особенным не блистает. В 1914-м Ольгу заметили и стали поручать более важные роли. Так, она сыграла фрейлину в «Менинах», феличиту в «Женщинах в хорошем настроении».

10  женщин из России, ставших музами гениев искусства

18 мая 1917 года она танцевала в римском Шатле на премьере балета «Парад», в работе которого принимали участие Сергей Дягилев, Эрик Сати, Жан Кокто, Пабло Пикассо отвечал за костюмы и оформление декораций. В то время он был уже знаменитым художником, но сердце его было свободно. Русская красавица Ольга покорила его, и Пикассо сделал ей предложение, а получив согласие, познакомил со своей матерью. Та сначала была встревожена решением сына жениться на иностранке, и поэтому художник написал портрет Хохловой в испанском наряде. Ольга и Пикассо поженились 18 июня 1918 года, свидетелями на свадьбе были Макс Жакоб и Жан Кокто.

10  женщин из России, ставших музами гениев искусства

В июле 1919-го супруги побывали в Лондоне на премьере балета «Треуголка», декорации и костюмы к которому также разрабатывал Пикассо. Ольга и Пабло были счастливы в браке и часто участвовали в публичных мероприятиях. 4 февраля 1921 года у них родился сын Пауло (Поль). С 1926 года отношения супругов начали стремительно ухудшаться, Пикассо стал изменять ей с 17-летней француженкой Вальтер, которая забеременела от него. Узнав о связи мужа, Ольга в 1935 году забрала сына и подала на развод. Но делить имущество Пикассо отказался, поэтому Ольга оставалась его законной женой до самой смерти. Она умерла от рака в 1955 году в Каннах.

Лидия Делекторская

Сибирячка Лидия Делекторская рано осиротела, виной тому лихолетье начала XX века с его войнами, революциями, голодом и эпидемиями. 13-летнюю девочку воспитывала тетя, которая в 1923-м со своей семьей эмигрировала в Маньчжурию. В Харбине Лидия окончила русский лицей, а в волну первой эмиграции все оказались во Франции. В 1929-м Лидия Делекторская вышла замуж, но двух молодых эмигрантов влекла друг к другу только тоска по родине, и брак распался.

10  женщин из России, ставших музами гениев искусства
Без денег, практически без крова Лидия оказалась в Ницце. Случайно на автобусной остановке она прочитала объявление Матисса, который приглашал к себе помощника. В это время художник работал над своим знаменитым «Танцем». Судьба была благосклонна к Лидии, и полгода она проработала у мэтра. Когда картина была завершена, Лидия осталась в доме художника уже в качестве сиделки для мадам Матисс. Здесь Делекторская прожила 22 года, до самой его смерти оставаясь музой и верной подругой. Матиссу тогда было 63 года, Лидии – 22, и она была очень красива. Вполне естественно, что художник захотел увидеть эти яркие голубые глаза, русые локоны, статную фигуру на своих картинах. И так же естественно, что пожилой мужчина полюбил эту молодую красавицу. Судя по портретам, они были счастливы. Хотя отношения в семье Матисса из-за его привязанности к Лидии были очень напряженными. На вопрос многих, была ли Делекторская женой художника, она отвечала так: «И нет, и да. В материальном, физическом смысле слова — нет, но в душевном отношении — даже больше, чем да. Так как я была в продолжение 20 лет «светом его очей», а он для меня — единственным смыслом жизни».
10  женщин из России, ставших музами гениев искусства
Начиная с 1935 года, когда Лидия начала почти ежедневно позировать для Матисса, вплоть до лета 1939 года художник написал по меньшей мере 90 картин, не считая многочисленных рисунков, набросков, эскизов. Во многих из этих произведений так или иначе присутствует образ прекрасной славянки, который можно видеть в лучших музеях Франции, России, США и ряда других стран. После смерти Матисса Лидия Делекторская стала собирать и покупать его рисунки, книги и гравюры, но с благородной целью – передать наследиеМатисса русским музеям. Денег она не брала. Единственная плата за ее неоценимые дары – выставки. Выставка в Двенадцатиколонном зале Эрмитажа состоит целиком из даров Делекторской. Она говорила: «В тот день, когда я открыла для себя, что каким бы ни был режим, правительство, руководители, в России немало людей, любящих произведения Матисса, а я испытала настоящую потребность разделить с ними сокровища, которыми я владела только для самой себя, позволить им, не дожидаясь исчезновения поколения или поколений, познать уже сейчас один из аспектов творчества Матисса».

Кроме того, Лидия Делекторская прославилась как переводчица советской литературы на французский язык. Вся тонкость произведений Константина Георгиевича Паустовского принадлежит ее перу. Скончалась известная переводчица, муза и личный секретарь Матисса в 1998-м. В том же году урна с прахом Лидии Делекторской была перезахоронена на сельском кладбище в Павловске. На памятнике надпись: «Матисс сохранил ее красоту для вечности».

10  женщин из России, ставших музами гениев искусства

Ольга Смирнитская

Продвинутая девушка XIX века дворянского происхождения не только прекрасно владела французским и немецким языками, но и сочиняла музыку. Когда Ольге было 19 лет, солидное петербургское музыкальное издательство опубликовало ноты ее первых романсов на слова Пушкина, Лермонтова и малоизвестной поэтессы Кутузовой.

10  женщин из России, ставших музами гениев искусства

В то время в России гастролировал известный композитор Иоганн Штраус, который был покорен не столько талантом, сколько очарованием прелестницы. Между ними вспыхивают романтические чувства.

10  женщин из России, ставших музами гениев искусства

Однако родители Ольги не разделяли ее выбора и всячески препятствовали ее встречам с великим композитором: брак дворянки с капельмейстером, пусть даже всемирно известным, был бы с их точки зрения скандальным мезальянсом. Однако отношения развивались стремительно: Штраус несколько раз включал в репертуар своих Павловских концертов ее романсы. К нашему времени дошла только «Первая любовь». А Штраус посвятил Ольге польку «Бонбоньерка». К слову сказать, и мать Иоганна не хотела иметь русскую невестку и тоже была против этого брака. Тайная любовная переписка сошла на нет в 1862-м, когда Ольга объявила возлюбленному о своей помолвке с русским офицером (невесте на тот момент было 25 лет, Иоганну — 37). Избранницей Штрауса стала оперная певица Йетти Халупецкая, внешне очень напоминавшая Ольгу Смирнитскую. Несмотря на то что Йетти была старше композитора на 7 лет и имела многочисленные любовные связи, которые подарили ей 7 внебрачных детей от разных отцов, этот брак оказался для супругов счастливым.

Ольга же была не слишком счастлива в браке. Супруг оказался деспотом, большое состояние семьи растаяло. Скончались она и ее муж в глубокой старости, уже после революции, оба в январе 1920 года, Ольга – спустя восемь дней после супруга. Штрауса она пережила на 20 с лишним лет.

Мария Закревская

Прославилась как авантюристка, шпионка и любовница двух гениев литературы – Максима Горького и Герберта Уэллса.

10  женщин из России, ставших музами гениев искусства

Мария Закревская родилась в 1892 году в семье сенатского чиновника и крупного помещика Игнатия Платоновича Закревского. Получила хорошее воспитание и образование, свободно владела английским и немецким языками. В 1911-м Мария поехала в Англию, где вышла замуж за Ивана Александровича Бенкендорфа, секретаря русского посольства в Англии, а позже в Германии. Однако этот брак оказался недолгим. Овдовев в 1917-м (Иван Бенкендорф был убит русскими крестьянами в своем эстонском имении), Мария вышла замуж за барона Бутберга, с которым рассталась через несколько дней после свадьбы, но фамилию эту она сохранила до конца жизни.


В британском посольстве Мария познакомилась с английским атташе Робертом Локкартом. В 1918 году их обоих арестовали по делу «заговора послов», но Марию быстро отпустили. В 1919-м вернулась в Россию, трудилась в издательстве «Всемирная литература». Познакомившись с Максимом Горьким, работала его секретарём, а потом стала гражданской женой. Прожила в его доме с небольшими перерывами с 1920 по 1933 год (когда писатель жил в Италии до своего возвращения в СССР). Горький посвятил ей последнее свое крупное произведение — роман «Жизнь Клима Самгина». В 1920-м Мария познакомилась с английский писателем Г. Уэллсом, с которым ее также связывали любовные отношения. В 1933 году, когда она окончательно порвала с Горьким, отношения с Уэллсом возобновились. Писатель неоднократно делал ей предложения, но всегда неизменно получал отказ.
10  женщин из России, ставших музами гениев искусства
Горький называл ее «железной женщиной», в сознании современников она была русской Мата Харри, чарующей соблазнительницей. Перед ее красотой не могли устоять ни Фрейд, ни Ницше, ни Рильке, ни Чуковский, ни руководители ЧК Петерс и Ягода. Даже сам Сталин был во власти чар обворожительной Муры. Мария Закревская-Бенкендорф-Будберг умерла в возрасте 83 лет. Некролог «Таймс» назвал ее интеллектуальным вождем современной Англии, женщиной, которая в течение сорока лет находилась в центре лондонской интеллектуальной и аристократической жизни.

Мария Башкирцева

Французская художница украинского происхождения была музой известного писателя Ги де Мопассана. Мария родилась 24 ноября 1858 года в имении Гайворонцы на Полтавщине в семье местного предводителя дворянства Константина Башкирцева и Марии Бабаниной.

10  женщин из России, ставших музами гениев искусства
Детство ее прошло в Черняковке Полтавской области. Когда девочке исполнилось 12 лет, родители развелись. Мать уезжает вместе с Марией в Европу. Модные города Вена, Баден-Баден, Женева, вольные нравы сыграли свою роль – девушка влюбилась: сначала объектом был герцог Гамильтон, затем аристократ Борель, граф де Лардерель, Поль Гранье де Кассаньяк, Антонелли, Одифре и др. Увлекшись де Кассаньяком, депутатом и оратором, Мария всерьез обращается к политике, провозглашая идеи феминизма. В 1874-м Мария узнает о своей хронической болезни и с этого времени лечится от туберкулеза на курортах Европы. Все свои желания и побуждения она поверяет личному дневнику, который ведет на протяжении многих лет. Чувствуя дыхание скорой смерти, она задумывается об его издании. Она вступает в переписку с мэтром французской литературы Мопассаном. Мария не искала с ним встреч, свиданий, но ее чувственные письма задели за живое ранимую душу писателя – только с ней он мог быть поистине откровенен, признаться в глубинных желаниях. «Вы не тот, кого я ищу. Но я никого не ищу, ибо полагаю, что мужчины должны быть аксессуарами в жизни сильных женщин. Невозможно поручиться за то, что мы созданы для друг друга. Вы не стоите меня. И я очень жалею об этом. Мне так хотелось бы иметь человека, с которым можно было бы поговорить». Больше она ему не написала ни строчки, можно только представить, насколько ей это было тяжело! Одиночество, болезнь, отнимавшая все силы, тоска... Мария уходит в себя, занимается музыкой, изучает живопись, поглощает книги на латыни, французском, английском, игнорируя рекомендации врачей не переутомляться, играет на рояле помногу часов в день. Решала осуществить свою давнюю мечту — отдаться полностью живописи. Мария поступает в частную академию профессора Жулиана в конце 1877 года и сразу же обнаруживает талант. За два года она освоила семилетний курс академии и по 12-14 проводит у мольберта и холстов. Она познала вкус прижизненной славы, получая медали и призы за свои работы, но радости не испытывала. На последней неоконченной картине нарисовала молодую женщину, сидящую на траве в цветущем весеннем саду.
10  женщин из России, ставших музами гениев искусства
Мария Башкирцева умерла от туберкулеза в возрасте 25 лет. Похоронена в Париже, на кладбище Пасси. Над входом в усыпальницу строчка из Андре Терье, а внутри хранятся некоторые картины Башкирцевой, мольберт, мебель, скульптура. Мопассан, посетив ее могилу, сказал: «Это была единственная роза в моей жизни, чей путь я усыпал бы розами, зная, что он будет так ярок и так короток!»

Надежда Леже

10  женщин из России, ставших музами гениев искусства

Надежда Петровна Ходасевич происходила из многодетной крестьянской семьи, бежавшей из Витебской в Тульскую губернию. Детство ее прошло в Белеве, в подростковом возрасте занималась танцами, рисованием. В 1919-м без разрешения родителей уехала в Смоленск, училась в изостудии у В.М. Стржеминского и Е.Н. Кобро.

В 1922-м, воспользовавшись правом беженцев на возвращение в свои деревни, уехала в Польшу. Поселилась в Варшаве, работала служанкой в польской семье и модисткой в шляпных мастерских. Одновременно занималась в Академии художеств. На вступительных экзаменах преподаватели схватились за голову: девочка была самой младшей из абитуриентов, да к тому же ни разу в жизни не видела настоящих картин! Но ее рисунки впечатлили всех. Надя проявила удивительное рвение: живя в заброшенном вагончике, трудилась по ночам, занимаясь черной работой. Именно во время учебы она нашла в библиотеке статью известного французского художника-экспрессиониста Фернана Леже, которая невероятно ее впечатлила. Мечта о Париже овладела ей. В свободное от работы и учебы время Надя посещала музеи и библиотеки, много читала о модернизме. И с огнем в глазах рассказывала об этом сокурсникам. Один из них, Станислав Грабовский, был так очарован этим пылом, что предложил бунтарке руку и сердце. Она согласилась и в 1924 году стала его женой. Вскоре супруги поехали в город мечты Париж, но в 1927 году брак распался. Надежда осталась одна с дочерью-младенцем на руках, практически без средств к существованию.

Надежда училась в Академии современного искусства у Фернана Леже и А. Озанфана. Поначалу мэтр не обращал на нее. Но потом начал замечать, что новая ученица слишком замкнута: не разговаривает, не смеется его шуткам. Объяснение оказалось банальным: Надежда не знала французского! Ей еле хватало скромного словарного запаса, чтобы объясниться... Она была сильно увлечена творчеством: делала мозаики, графические рисунки... Чтобы прокормить себя и дочь, пришлось взяться за грязную работу. Позже бывший муж начнет высылать денежные переводы, однако гордая белоруска будет отсылать их обратно. Стремление стать большой художницей помогает ей преодолеть эту нелегкую полосу в жизни. И вот, наконец, удача — сам мастер Леже счел ее настолько талантливой, что предложил ей должность ассистентки в академии, и она стала помогать знаменитому художнику в монументальных и декорационных работах. В 1930-е организовала издание журнала «Современное искусство» (L’Art Contemporain) на французском и польском языках, в котором публиковались репродукции картин Леже, Озанфана, Пикассо, Ле Корбюзье, стихи Т. Тцара, Р. Десноса (вышло два номера). Кстати, деньги на издание были помощью Грабовского на покупку теплых вещей. В это время Надежда на почве любви к искусству снова влюбилась, но не в учителя, а в почтового чиновника Жоржа Бокье, который в свободное от работы время рисовал. Они начали жить в гражданском браке, но, счастье омрачила Вторая мировая война. Бокье мобилизовали на фронт, а Леже был вынужден уехать в Америку. Мэтр настолько был привязан к Надежде, что до последнего надеялся, что она присоединится к нему. Но Надя осталась в оккупированном городе.

Война превратила Надежду в ярую участницу французского сопротивления. По ночам она расклеивала опасные листовки, помогала партизанам. Она вступила в Общество помощи фронту, работала в подполье в оккупированном Париже. А после освобождения Франции в 1944-м стала членом Союза русских патриотов, возглавила его художественный отдел, под его эгидой организовывала и сама участвовала в групповых выставках русских художников, организовала аукцион в помощь советским военнопленным.

10  женщин из России, ставших музами гениев искусства
После войны возобновились занятия в академии, которые доставляли ей большую радость. Ее работы стали популярны, но самое главное – из далекой Америки возвратился Фернан Леже. Овдовев, 70-летний художник сделал Надежде предложение. Так в 1952-м году к фамилии художницы прибавилась еще одна. Теперь она звалась мадам «Ходасевич-Леже». Она осознавала, что выходит замуж не просто за человека. «Я выхожу замуж за труд», — говорила она. Однако счастье было недолгим, в 1955-м великого художника не стало. После смерти мужа Надежда Леже организовала музей его имени в Бьоте (деп. Приморские Альпы), а в 1970 безвозмездно передала музей государству.

Надежда Ходасевич-Леже была талантливой художницей, ее перу принадлежат портреты лидеров международного коммунистического движения, членов ЦК Французской компартии, деятелей французской и русской культуры (Л.Н. Толстого, П.И. Чайковского, М.Горького, В.В. Маяковского, Д.Д. Шостаковича, Ю.А. Гагарина), несколько портретов Леже. Она прославилась как мастер мозаичных панно, политических плакатов, натюрмортов, художник-абстракционист. Ее картины в стиле супрематизма «Портрет студентки», «Моя дорогая Ксения», «Пресс-папье», «Начало движения», «Натюрморт с вазой» неоднократно выставлялись на выставках «Русские художники Парижской школы» в Сен-Дени (1960) и Париже (Дом французской мысли, 1961), «Значительные картины русских художников во французских коллекциях» в рамках Осеннего салона (1972), «Русский взгляд» в Гейдельберге (1974), «Снова русские» в парижской галерее Françoise Tournié (1975).

В 1960–1970-е посещала СССР и исполнила картины по впечатлениям от поездок. Провела в Москве выставку работ: своих, Леже и Ж. Бокье. Подарила советским музеям несколько картин, 60 мозаичных портретов, исполненных по своим эскизам (ряд из них установлен в сквере у ДК «Мир» в г. Дубна Московской обл.), полотна и гобелены Ф. Леже, керамические изделия П. Пикассо и более 2000 репродукций картин Лувра, составивших передвижную выставку, которая в начале 1970-х обошла ряд городов и сел СССР. Организовала несколько выставок советских художников в Париже. В 1972 за вклад в развитие советско-французской дружбы была награждена орденом Трудового Красного Знамени. В том же году в Национальном художественном музее в Минске прошла ее персональная выставка. Надежда Ходасевич-Леже умерла в 1982 году, дожив до 80 лет. Похоронена на кладбище в Кальяне.

Сегодня ее правнучка Натали, известный искусствовед, модельер, скрупулезно собирает материалы о незаслуженно забытой родственнице и мечтает открыть музей своей прабабушки в Париже, снова показать ее талант миру и планирует приехать с работами Надежда Леже в Москву.

Лидия Лопухова

Известная русская балерина родилась в 1892 году в Санкт-Петербурге. Отец ее работал в театре, и всего его пятеро детей стали танцорами. Старший брат Лидии Федор Лопухов служил балетмейстером Мариинского театра, а Лидия после окончания императорской балетной школы в 1910-м покинула Россию вслед за труппой Сергея Дягилева. Она провела там только один сезон, выделившись в постановке Михаила Фокина «Жар-птица», а затем Лопухова уехала в Штаты на долгие 6 шесть лет.

10  женщин из России, ставших музами гениев искусства

Затем она возвращается в Дягилевский балет, танцуя в паре с Вацлавом Нижинским. В 1918-м гастролирует в Лондоне, исполняя главные роли в «Благовоспитанной леди» и «Волшебной лавке». В 1921-м Лидия познакомилась с Игорем Стравинским и Пабло Пикассо в период работы над балетом «Спящая красавица», где Лопухова исполняла Аврору. Именно такой она и покорила сердце одного из крупнейших экономистов ХХ века Джона Кейнса, который сделал ей предложение. Брак с Кейнсом оказался счастливым, хотя детей у них не было.

Некоторое время Лопухова танцевала с английскими балетными труппами, появляясь на сценах Лондона и Кембриджа. В 1934-м участвовала в цикле радиопередач на Би-би-си о русской культуре, а в 1943-м была комментатором радиопостановки по роману Л.Н. Толстого «Война и мир». Умерла Лидия Лопухова в 1981 году в возрасте 88 лет. Интерес к ней не угасает до сих пор — в Англии изданы несколько книг о ее жизни. Все биографы отмечают «удивительные» черты характера балерины – живость и стойкость, юмор и верность.

Дина Верни

10  женщин из России, ставших музами гениев искусства

Еврейская девушка Дина Айбиндер стала музой скульптора Аристида Майоля. Родилась в 1919 году в музыкальной семье, отец Дины был пианистом, мать – музыкантом, а тетя – оперной певицей. В 1925-м семья эмигрировала во Францию. В Париже отец девушки устроился аккомпаниатором сеансов немого кино. Когда Дине было 15 лет, французский друг отца архитектор Жан-Клод Дондел познакомил ее со знаменитым скульптором, тогда уже непререкаемым и престарелым классиком 73-х лет Аристидом Майолем, и юная Айбиндер стала его излюбленной моделью. Она позировала ему ню. Его композиции «Река», «Воздух», «Гармония» и множество других посвящены ей.

10  женщин из России, ставших музами гениев искусства

Также Дина работает натурщицей у Матисса, Бонара, Дюфи. По окончании Парижского университета снимается в кино вместе с Жаном-Луи Барро и Бернаром Блие, выступает в эстрадном коллективе «Октябрь», которым руководил Жак Превер. В 1938-м вышла замуж за начинающего кинооператора Сашу Верни.

В годы II мировой войны Дина Верни принимала участие в движении Сопротивления, чудо спаслась от отправки в Освенцим, где погиб ее отец. Дину прятал в период оккупации великий скульптор Майоль в своем имении а Верни тайком от него помогала переправлять беженцев через Пиренеи в Испанию. Ее арестовали, но благодаря вмешательству Майоля, она осталась на свободе. Именно он отправил ее к Матиссу. Но бунтарка не могла успокоиться. Отправившись нелегально в Париж, она попадает в гестапо. И снова за нее ходатайствует ее великий покровитель Майоль, через полгода ее освобождают.

27 сентября 1944 года в автокатастрофе погибает Майоль, и Дина становится единственной наследницей его работ и состояния, которое великий скульптор ей завещал.

На протяжении всей жизни Дина Верни занималась пропагандой творчества Майоля. В 1959 году Верни впервые приехала в СССР. Историческая родина произвела на успешную бизнес-леди тягостное впечатление: еще были заметны веяния сталинского режима. Целью поездки было найти новых талантливых художников, но знакомство с ними состоялось только через 10 лет. Она выделяет самых одаренных — И. Кабакова, О. Рабина, Э. Неизвестного, Э. Булатова. Первой устраивает персональные выставки Сержа Полякова и Михаила Шемякина. Дина Верни – соавтор многочисленных альбомов и каталогов современных художников, в том числе Франсуазы Жило, Сержа Полякова, Эрика Булатова, Андре Бошана, Жюля Паскина и Аристида Майоля.
В 1995-м наконец-то в Париже наконец-то благодаря содействию Фонда Дины Верни был открыт музей Майоля. 18 скульптур Майоля были ею переданы в дар французскому правительству с условием их размещения в садах Тюильри. О Дине Верни в 1995-м снят документальный фильм.

Дина Верни известна также как коллекционер антикварных кукол. У нее была обширная коллекция кукольной миниатюры, аксессуаров, кукольных домов, комнат, карет и повозок, а также редких кукол производства Франции и Германии конца XIX – начала XX века. Её коллекция признана одной из лучших в мире прежде всего по своему художественному уровню. Верни во многом способствовала тому, что кукольная миниатюра стала рассматриваться в качестве настоящего произведения искусства и экспонироваться в серьёзных музеях. В 1995-м часть ее коллекции была продана на аукционе Сотбис.

Дина Верни также известна как исполнительница шансона на русском языке (альбом «Блатные песни» впервые вышел в 1975-м и переиздавался на компакт-диске).
21 января 2009 года Дина Верни скончалась. Ее жизненное кредо: «Держи глаза открытыми».

Эльза Триоле

10  женщин из России, ставших музами гениев искусства

Эльза Триоле – младшая сестра Лили Брик, которую она познакомила с В.В. Маяковским. Обе девушки были роковыми в жизни своих мужчин. В 1918 году Эльза вышла замуж за французского офицера Андре Триоле и уехала с ним во Францию. В 1922 году занялась литературным творчеством, написав «На Таити», «Земляничка» и другие. У Эльзы были невероятно красивые глаза. Луи Арагон посвятил им целую поэму. Анри Матисс запечатлел их на картине «Глаза Эльзы», а известный модельер Ив Сен-Лоран создал костюм. Среди поклонников Триоле был литературовед Виктор Шкловский, их отношениям посвящен его роман в письмах «ZOO, или Письма не о любви».

10  женщин из России, ставших музами гениев искусства

В 1929-м Эльза Триоле стала женой французского писателя Луи Арагона, отвадила его от сюрреализма и гомосексуализма, способствовала его переходу на коммунистические позиции. В годы Второй мировой войны нелегально находилась на территории оккупированной Франции.

10  женщин из России, ставших музами гениев искусства

После войны совместно с Арагоном многократно посещала СССР, где огромными тиражами издавались ее произведения «Нейлоновый век», «Незваные гости» и др.

10  женщин из России, ставших музами гениев искусства

В 1969-м после публикации в советской печати статей, дискредитирующих Лилю Брик, отношения Арагона и Триоле с советской властью обострились. Триоле переводила на французский язык произведения Чехова и Маяковского, была соавтором сценария фильма «Нормандия-Неман».

В январе 1970 году был опубликован последний роман Эльзы Триоле «Соловей умолкает на заре». В июне того же года она умерла от сердечной недостаточности. Арагон и Триоле покоятся в саду своего загородного дома в Сент-Арнуан-Ивлин. На могильной плите цитата из романа Эльзы: «Мертвые беззащитны. Но надеемся, что наши книги нас защитят».

6980
facebook
Нажмите «Нравится»,
чтобы читать Relax.ru в Facebook
 Top