Зачем нужны школьные тесты?

Просмотр списком

Психологические тесты – вещь для школы непривычная, но в умелых руках совершенно необходимая. Они, например, помогают выявить способности ребенка и правильно его сориентировать.

Зачем нужны школьные тесты?

Саша М. 14-ти лет – бессменный герой педсоветов. Вроде и не хулиганил, но, как говорила классная руководительница, "требования учителей игнорировал, на уроках не работал". Оценки были соответствующие.

После тестирования выяснилось, что у Саши очень высокий интеллектуальный потенциал в сочетании с творческими способностями. На уроках ему было попросту скучно! Когда учителя составили для него интересную индивидуальную программу, мальчик занялся делом, и все проблемы сошли на нет.

Какие тесты применяют школьные психологи?

Это:

— исследования на выявление интеллектуальных и творческих способностей;

— профориентационные и личностные опросники;

— тесты на оценку психологического состояния ребенка и микроклимата в коллективе.

Сами по себе тесты не опасны. Другое дело, если психолог выбрал их неправильно (я знаю случай, когда 10-летним детям дали опросники для подростков, где их спрашивали о смерти и самоубийстве) или неверно распорядился результатами. Чтобы этого не случилось, родителям имеет смысл поинтересоваться, как в школе тестируют их детей и кто этим занимается.

Особое внимание стоит обратить на личностные опросники, которые касаются глубинных пластов нашей психики. Затрагивать их можно лишь при особой необходимости. Она возникает, если ребенку плохо в школе, если он неуправляем, серьезно нарушает дисциплину, прогуливает, странно себя ведет, если у него нет контакта с одноклассниками. Но это предполагает совсем другую работу психолога — сугубо индивидуальную, один на один. Однако, даже и тогда, когда речь идет о трудном ребенке, нам с вами важно помнить: тестирование в школе — дело добровольное.

Я советую родителям в начале года встретиться со школьным психологом и ознакомиться с планом тестирования. Такой план у специалиста должен быть непременно! Какую информацию должен дать психолог о тесте?

Во-первых, к какому типу тест относится: личностный, профориентационный, исследование способностей ученика или микроклимата в коллективе.

Во-вторых, каковы условия его проведения. Например, интеллектуальный тест проводится в период максимальной работоспособности детей: на втором-шестом уроке, желательно в первой половине учебной недели. Можно узнать, кому будут доступны результаты, в каком виде. А вот смысла требовать рассказ об интерпретации и анализе я не вижу. Это информация для профессионалов.

Если то, что вы услышите от школьного психолога, вам не понравится, и вы примете решение не подвергать ребенка тестированию (еще раз замечу: это дело добровольное!), напишите письменный отказ и оставьте его в школе.

Однако я посоветовала бы делать это только после очень серьезного размышления. Дело в том, что во многих серьезных школах тестирование – важная часть педагогического процесса, инструмент исследования школьного коллектива. В таком случае тестирование желательно проводить для всех без исключения. Поступая в такую школу, задумайтесь, готовы ли вы к этому, чтобы потом не создавать конфликтные ситуации.

А теперь – о тестах интеллектуальных способностей. Увы, бывает, что их результаты используют для "расправы" с трудными учениками. Дескать, дорогие родители, и оценки у вашего чада не ахти, и результаты тестирования — видите, какие! Придется вам покинуть наш храм знаний... И это совершеннейшая ерунда.

Во-первых, один-единственный тест не дает возможности сделать вывод об интеллекте. Даже и вполне себе умненький ученик покажет провальный результат, если он не в настроении отвечать на вопросы и решать задачки "интеллектуального" теста. То же произойдет, если ребенок болеет. И особенно — если он затравлен учителем или детьми. Грамотный психолог неоднократно перепроверит тревожную информацию в разных условиях, чтобы исключить случайности.

Во-вторых, чтобы исключить ребенка из школы, нужно заключение независимых экспертов из медицинских учреждений, но никак не одного школьного психолога.

Мне известен такой случай: учительница закончила краткосрочные курсы и пришла в свою же школу в качестве психолога. Менталитет у нее остался прежний. Результаты тестов, которые она проводила, немедленно обсуждались в учительской, а затем использовались для того, чтобы выставить из школы неуспевающих ребят. Родители обратились к независимым специалистам, которые сделали вывод, что с интеллектом у детей полный порядок, и их оставили в школе.

6024
facebook
Нажмите «Нравится»,
чтобы читать Relax.ru в Facebook
 Top