Как научить ребенка чувствовать

Просмотр списком

Волшебный универсальный совет "просто постарайтесь понять другого" действует далеко не всегда. Ведь пониманию нужно учить и нужно учиться. Особенно, когда речь идет о ребенке. Рассказать о том, как понять малыша, мы попросили Евгению Пайсон, детского психолога-консультанта

Как научить ребенка чувствовать

1. Спокойствие, только спокойствие

Ребенок зол и рассержен, расстроен или капризен. Он не понял друга или друг не понял его, игра с братишкой не задалась и окончилась слезами... Мама отводит чадо в сторону и пытается втолковать прописные истины: жадничать и обзываться — нехорошо, а уж драться — совсем плохо, и другу тоже обидно, надо его понять... Но почему-то капризуля не хочет понимать ни друга, ни мамины слова. А вместо этого - топает ногами, мотает головой и огрызается. Наказание? Уговоры?

Любые воспитательные разговоры и методы крайне плохо работают, когда ребенок в возбужденном состоянии. Когда плачет неразумный младенец, маме ведь и в голову не придет начать беседу. Она проверит подгузник, даст молочка, уложит спать — т.е. полностью исключит физический дискомфорт, который может стать причиной капризов.
Но в старшем возрасте физиологию тоже никто не отменял. И вопли, капризы или апатия трех, пяти и даже десятилетнего ребенка вполне могут быть обоснованы тем, что хочется есть, пить, жарко, ботинок натирает ногу и вообще, ребенок устал и хочет спать. Но вместо этого он носится, как угорелый, с друзьями по площадке, и не может ни проанализировать свое состояние, ни заявить о нем.
Поэтому любые воспитательные беседы должны происходить, когда ребенок спокоен. А значит — хорошо себя чувствует. Открытая форточка, стакан воды или что-нибудь сладкое — банан, хурма, горсть изюма - подействуют куда лучше, нежели: "успокойся, дорогой" и "я кому сказала, замолчи!".
Кстати, спокоен на момент разговора должен быть и родитель: тот же стакан воды, открытая форточка и счет до ста применимы здесь на все 100%. Если ситуация слишком накалена, разойдитесь по углам и возьмите тайм-аут. Или вообще отложите разговор до утра, которое вечера мудренее.

2. Триста лет стрижки

Помните анекдот про то, как создать идеальный английский газон? Разрыхлить почву, посадить семена — и всего лишь 300 лет регулярно подстригать. То же касается и ребенка, умеющего понимать свои чувства и чувства других людей. С самого раннего возраста с чадом нужно разговаривать о чувствах, переживаниях и их выражении.
Родители должны постоянно объяснять свои эмоции: я испугалась, когда ты залез на высокое дерево. Папа рассержен, потому что его ежедневник залили краской, и он не может прочитать важные записи. Братик грустит, потому что ты не хочешь с ним играть. Ребенок не должен бояться отрицательных эмоций — они бывают у всех. И мама не всегда сдержана, и у папы может зуб болеть, а настроение из-за этого — ворчливым, и у самого ребенка случается такое, что хочется посидеть одному. Если не получается справиться с этими эмоциями — не надо. Главное — проанализировать их и дать знать окружающим: мне плохо, пожалейте меня. Или, наоброт, не трогайте. А если: "уйди, ты плохая мама" означает "поцелуй меня" — как же маме это понять?
Разбирайте ситуации на примерах рассказов и картинок: смотри, мальчик разбил вазу. А как ты думаешь, что он чувствует? А что бы ты испытал? А что ощутит мама, когда все это увидит?
Мультфильмы, особенно новые, слишком яркие, с быстрой сменой картинки — не лучший "объяснительный" материал. Здесь подойдут старые советские мультики, с хрестоматийными бельчатами-зайчатами. Лучше, если при обсуждении ребенок будет не получать готовые тезисы "что такое хорошо, а что такое плохо", а приходить к ним сам, отвечая на вопросы родителей.

3. Все возрасты покорны

Мама читает дочке двух с половиной лет стихотворение про жадную девочку. Героиня отобрала у ребят все игрушки, и играет в них одна. На вопрос: "хорошая ли девочка", дочка уверенно кивает головой. Конечно, хорошая — у нее ведь много игрушек!
Объясняя поступки героев, их эмоции и мотивы, необходимо обязательно учитывать возраст ребенка. До пяти лет детям свойственно "черно-белое" восприятие действительности. Если злой — то стопроцентно злой, мерзавец и негодяй. Если добрый, хороший — прекрасен во всем. Злые сестры и добрая Золушка, благородный царевич и подлый дракон. Чаще всего, "хороший" еще и красивый, а "плохой" — уродливый и отвратительный. После пяти лет поступки героев, их поведение становится более разноплановым для ребенка. Герой может быть в чем-то хорош, а в чем-то плох. И хороший поступок — не всегда такой уж хороший, а плохой - может быть вызван не злостью, а обидой или грустью.
Например, главный персонаж сказки "Красавица и Чудовище". Он злой, вредный, плохо ведет себя. Но почему он так поступает? Может быть, потому, что стесняется своей внешности? Обижается, что его все боятся? А Сережка-одноклассник, который дергает девочек за хвостики и обзывается — почему так себя ведет? Не потому, что вредный и злой, просто ты ему нравишься, и он хочет привлечь к себе внимание.

4. Симпатия к эмпатии

— Я терпеть не могу Сережу, он плохой.
— Ты его терпеть не можешь? Или он тебе нравится, но ты обижен?
— Да, он меня обидел, оттолкнул, не захотел играть.
— А помнишь, утром к тебе подошел Денис, ты его так же оттолкнул. Как ты думаешь, что чувствовал Денис тогда?
Когда ребенок сумеет понимать свои чувства, ему легче будет понять и проанализировать чувства других, проявить сопереживание, сочувствие (эмпатию). И на этом нужно постоянно делать акцент: белочке из мультфильма грустно, как было грустно тебе; братик расстроился, что его назвали маленьким, как ты тогда...
У всех детей эмпатия проявляется в разной степени. И любые крайности — будь то чрезмерная жалостливость или равнодушие — требуют коррекции.
Если ребенку жалко всех и всегда, если слезы вызывает и птичка, и тетя, которая споткнулась, и потерявшийся мышонок из книжки — это может говорить еще и об эмоциональной нестабильности. Бесконечные "жалко", сопровождающиеся слезами — иногда лишь повод отпустить эмоции. В таких ситуациях лучше всего укреплять нервную систему и направлять эмпатию в созидательное русло. Птичку можно покормить, тетю — пожалеть, мышонку — слепить домик из пластилина.
"Равнодушные" дети, спокойнее других воспринимающие съеденных колобков и голодных птичек — вовсе не жестокие тираны. У них просто понижена эмпатия, и они, правда, не понимают, почему другие плачут в конце сказки про колобка. Если беседы не действуют, реакции стоит просто объяснять логически и "заучивать". Тетя споткнулась и уронила сумку — нужно подойти ей и помочь, потому что так поступают воспитанные люди. Когда человек плачет, его следует пожалеть, потому что ему грустно и плохо. Обладая набором "шпаргалок", ребенку будет куда легче общаться с окружающими и налаживать с ними отношения.

5663
facebook
Нажмите «Нравится»,
чтобы читать Relax.ru в Facebook
 Top