Ищем таланты в собственных детях!

Просмотр списком

О том, что Дарвин и Эйнштейн в детстве были посредственными учениками, все уже слышали. Но вот как из троечника и оболтуса вырастить великого ученого, мало кто может с толком разъяснить.

Ищем таланты в собственных детях!

Как сделать так, чтобы ребенок не стал аутсайдером? Заставлять его заниматься с репетиторами? Учить китайский? Бегать по утрам? Готовиться к службе в армии?

На полках книжных магазинов можно найти огромное количество литературы на тему воспитания детей-гениев. Если лет пятнадцать назад мамы и папы с радостью бросались читать тома переводной литературы, доверяя любому иностранному имени, вынесенному на обложку, то в наши дни ситуация несколько изменилась. Все уже поняли, что в подобных книгах, как правило, пишут об одном и том же, причем достаточно посредственные, вторичные авторы, которых в сообществе серьезных психологов и педагогов считают фриками.

Однако и члены этого респектабельного академического сообщества периодически включаются в дискуссии о развитии детей. И именно их реплики, выраженные в статьях или целых книгах, наиболее интересны и авторитетны, поскольку основаны на эмпирической базе, и в то же время часто революционны — поскольку идут вразрез с общепринятыми психологическими и педагогическими теориями. Так, Роберт Дж.Стернберг, один из самых известных специалистов в области исследования интеллекта, бывший профессор Йеля, а ныне — декан факультета в Тафте, в книге "По ту сторону коэффициента интеллекта" приходит к нетривиальным выводам об умственных способностях и их развитии в раннем возрасте.

То, что Стернберг называет successful intelligence на русский язык можно перевести просто как талант. По мнению именитого психолога, измерить его нельзя с помощью традиционных тестов на IQ (или ЕГЭ). Критериев для его оценки Стенберг выдвигает аж двадцать — от самостоятельности мышления до готовности к отсрочке поощрения. Недостаток одного может компенсироваться чем-то другим. По большому счету, оказывается, что все люди талантливы, главное — в детском возрасте найти свою стезю. Стернберг успокаивает тех родителей, которые слишком беспокоятся из-за школьной успеваемости их детей. Отметки в дневнике, в отличие от достижений в области дополнительного образования, вряд ли напрямую повлияют на будущее вашего ребенка.

Ищем таланты в собственных детях

К подобным выводам приходят и российские эксперты: "Именно в учреждениях дополнительного образования часто происходит выбор будущей профессии, — поделился своим видением проблемы уполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений Бунимович, — На уроке мальчик может мучительно ждать звонка, а из судостроительного кружка его просто не выгнать. Здесь он делает не то, что должен — как в школе, а то, что ему нравится, что ему интересно. И родители, педагоги должны делать все, чтобы этот интерес не иссяк". Именно в кружках и секциях successful intelligence Стенберга и может проявиться.

Еще один американский ученый, профессор Гарвардского университета Говард Гарднер выпустил книгу "Границы мышления", выводы которой озадачили многих психологов, зато очень понравились педагогам. Гарднер пытается изменить принятое в психологии определение разума и вводит новое понятие "множественного интеллекта". Как считает ученый, пришло время расширить представления о таланте. Образовательная система должна помогать детям найти тот участок, где его личные способности могли бы проявиться в полную силу: "Мы совершенно упустили из виду эту цель, а вместо этого одинаково ограничиваем всех подряд, — делится своими впечатлениями о современной педагогике профессор Гарднер в одном из своих многочисленных интервью, — Мы занимаемся тем, что оцениваем жизненный путь человека в зависимости от степени его вписанности в узкую и предвзятую модель успеха. А должны были бы меньше времени тратить на классификацию учащихся и больше помогать им развивать свои способности и природные дарования". Заметим, что Гарднер в своем анализе имеет в виду в первую очередь американскую систему образования, в которой вообще нет разделения на "основное" и "дополнительное", в которой они диффузно смешаны. Например, успехи в спорте, на фотоконкурсе или общественная работа учитываются при поступлении в колледж или университет. В России же такого синтеза пока нет вообще.

Как считает еще один западный интеллектуал, философ и историк идей Хосе Антонио Марина, в формировании ребенка участвуют не только родители, не только педагоги, но все его окружение: школа, микрорайон, компания сверстников, весь город — об этом пишет мыслитель в своей новой книге "Воспитание таланта". Философ делает из этого достаточно смелый вывод: воспитательная акция превращается в социальную педагогику и сближается с политической деятельностью. В такой перспективе привычные слова "Дети — наше будущее" приобретают новый, серьезный смысл.

Ищем таланты в собственных детях

О том, что ресурсов общеобразовательной школы в принципе не хватает для воспитания ребенка, говорят не только ученые, но и родители: "Я считаю, что сегодня классического школьного образования недостаточно для полноценного развития детей. — рассказал Роман Авдеев, владелец солидного московского банка и отец двадцати трех родных и приемных детей. — К сожалению, современная школа не дает возможности социализироваться, развиться, втискивая детей в рамки общей программы. Я общался со многими педагогами, выбирал для своих детей занятия по душе, но современным родителям трудно ориентироваться среди массы детских студий и центров". Роман Авдеев подводит нас еще к одной важной теме: даже если родители пришли к осознанию того, что ребенка нужно помимо школы вести в кружок или секцию, достаточно трудно определиться, куда именно его отдать.

Как считают упомянутые выше психологи Стернберг и Гарднер, необходимо в первую очередь понять, к чему склонен сам ребенок. Но на практике достаточно трудно определить, что у вас растет будущий инженер до того, как он сходит на занятия по робототехнике. В идеале нужно попробовать максимум студий и педагогов, чтобы выбрать занятие по душе. В ближайшее время в Москве это можно будет сделать на фестивале "Яркие люди", где можно будет поучаствовать в десятках разных творческих мастер-классов.

Как считают ведущие интеллектуалы — философы, психологи, педагоги — пятерки в журнале — не самое главное для ребенка, если вы, конечно, не готовите его исключительно в университетские профессора. И если по математике у ваших сына или дочери вместо пятерки с плюсом — четверка, не нужно заставлять ребенка часами сидеть над задачником или платить огромные деньги репетитору с мехмата МГУ. Лучше спросите, чем ребенок хочет заниматься, и вместе подыщите театральную студию, балетную школу или радио-кружок. А за оценками гнаться стоит только в выпускных классах. Причем, и эта ситуация может вскоре измениться, если в приемных комиссиях вузов будут рассматривать полное "портфолио" поступающих: с достижениями в области спорта, художественной самодеятельности и общественной работы.

971
facebook
Нажмите «Нравится»,
чтобы читать Relax.ru в Facebook
 Top