Кем будет ваш ребенок

Просмотр списком

Один мой знакомый доктор определился с профессией еще в детском саду. Знаете, всегда есть такие дети: кто-то с удовольствием нянчит соседских малышей, кто-то лечит окрестных собак и кошек, кто-то произносит монологи перед зеркалом. А бывает, что завтра выпускной бал, а сын или дочка все не решат, куда им поступать. Ну, нет у них никаких особых желаний. Что же делать родителям, чтобы помочь ребенку определиться

Кем будет ваш ребенок
ЗАПИШЕМ И ЗАПОМНИМ

Когда ваш ребенок пребывает еще в нежном возрасте, желательно завести блокнотик, куда мы будем записывать детские мечты и желания, пусть даже самые наивные. Будет космонавтом? Хорошо. Собирается лечить зверей? Отлично. Станет президентом? А почему бы нет? Почаще заводите с ребенком разговор о том, кем бы он хотел стать, обсуждайте увиденное по телевизору, услышанное от знакомых на тему профессиональной жизни — и пишите в свой блокнотик. Не удовлетворяйтесь ответом "не знаю", пробуждайте интерес к обсуждению этой темы. Вспомните вместе с ребенком о своих детских мечтах. Важно получить хоть какой-нибудь конкретный ответ, пусть и шутливый, несерьезный. За несколько лет у вас будет такая интересная картина динамики предпочтений, которую не выявил бы ни один профконсультант.
Лет с десяти-одиннадцати можно попробовать технику составления коллажа. Когда к вам в гости придут друзья вашего ребенка, дайте каждому по листу плотной бумаги формата не менее А3, журналы с картинками, клей и ножницы. Задача такая: составить яркий образ желаемого будущего. Что хотелось бы иметь? Кем быть? Как выглядеть? В центр наклеивается фотография ребенка или выбранное им изображение, про которое он скажет "это я". Вокруг наклеиваются другие картинки. Этот коллаж потом можно повесить в детской. Когда он наскучит, ни в коем случае не выбрасывайте, потому что в нем таится информация о ценностях, потребностях, предпочтениях вашего ребенка. Лет в 13-14 такой коллаж может стать хорошим поводом обсудить, как достичь желаемого.

ПОИГРАЕМ

Помогут и тематические игры, скажем, "Угадай профессию". Взрослый, например, говорит: этот человек работает с людьми и с деньгами, он часто сталкивается с грубостью, он должен быть терпеливым и т.д. Кто это? Правильно, продавец. Потом загадывает ребенок, а отгадывает взрослый.
Описать профессию можно с помощью пантомимы, сценки. Кстати, желательно называть не только плюсы, но и минусы той или иной специальности. Это очень важно — научиться видеть не только привлекательное.
"Цепочка профессий". Первый человек называет какую-либо профессию, следующий называет профессию, в чем-то схожую с только что названной, и так далее. Важно суметь объяснить, в чем их сходство.

ПРОТЕСТИРУЕМ

Затем наступает очередь несложных тестов, которые помогут понять, какие сферы деятельности ближе вашему ребенку. Одна из самых известных методик, разработанная Е.А. Климовым, доктором психологических наук, ведущим специалистом в области психологии труда — разделение профессий по предмету труда. Им было выделенопять типов профессий.

ЧЕЛОВЕК-ТЕХНИКА. Это профессии, связанные с управлением, ремонтом, созданием машин, механизмов. От работника ожидается исполнительность, аккуратность, дисциплинированность, практическое мышление, смекалка. Склонность к этому в детстве проявляется интересом к конструированию, ремонту бытовой техники, игрушек. Ребенок с удовольствием придумывает разные механизмы, он на "ты" с техникой.
ЧЕЛОВЕК-ПРИРОДА. Тут - не просто любовь к природе как к месту отдыха, а интерес к законам природы, их применению. Таким детям свойственна созерцательность, любовь к наблюдению, терпение, склонность к монотонной деятельности. Ребенок с удовольствием ухаживает за домашними питомцами, комнатными и садовыми растениями, интересуется передачами о животных и природе.
ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК. Это для ребят общительных, контактных. Здесь необходим интерес к другим людям, способность понимать, терпеливо разъяснять; важна бесконфликтность характера, позитивный настрой, чуткость к чужому настроению, наблюдательность. Из таких детей получаются менеджеры, юристы, психологи, педагоги, врачи, представители сферы обслуживания.
ЧЕЛОВЕК-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ. Ребенок, как правило, с детства обладает творческими способностями: к рисованию, музыке, "писательству", актерству. Однако важно, чтобы склонность к искусствам сочеталась с трудолюбием, целеустремленностью и реалистичным уровнем притязаний на признание. Иначе трудно вести речь о профессии, скорее - о хобби.
ЧЕЛОВЕК-ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА. Дети этого типа проявляют интерес и способности к языкам, легко ориентируются в условных обозначениях, документах, текстах, таблицах, формулах, схемах, чертежах, картах. Как правило, это ребята вдумчивые, немного замкнутые, эмоционально стабильные. Среди них - будущие переводчики, делопроизводители, программисты, финансисты, картографы.

Многие профессии сочетают в себе черты разных типов: скажем, медик — это и человек-природа и человек-человек. Подробнее узнать о профессиях, относящихся к каждому типу, можно здесь: http://proforient.ru/orient/howto/.
Оценить, к какому типу профессий склонен ваш ребенок, можно с помощью несложного теста ("Дифференциально-диагностический опросник Климова"): http://psylist.net/praktikum/43.htm. Работать с этим тестом можно лет с 11-ти. Правда, в таком возрасте подросток оценивает не столько свои умения, сколько интерес к описанным в тесте действиям.

А вот через пару лет стоит оценить не только желания и интересы, но и умение выполнять определенные функции, а также готовность ребенка делать это регулярно, как требуется в серьезной профессиональной жизни. Тут поможет тест Л.Н. Кабардовой: http://azps.ru/tests/tests2_opg.html. Он предназначен для подростков, начиная с 13-14 лет.

Бывает, что ребенок уже выбрал профессию. Но выбрала ли она его? Есть такое понятие — набор профессионально важных качеств. Например, программисту необходимо легко производить расчеты, следить за информацией на мониторе, выполнять однообразную, монотонную работу, но при этом постоянно придумывать что-то новое, нестандартное. Полезно соотнести интересы ребенка с требованиями выбранной профессии. В этом поможет опросник "Будь готов!" Н.С. Пряжникова: http://www.pedlib.ru/Books/1/0291/1_0291-91.shtml. А также подробное описание современных профессий с указанием профессионально важных качеств: http://www.ucheba.ru/prof/.

Пожалуйста, помните, что тесты — не приговор, а, скорее, метод самопознания. Конечно, бывают трудные случаи, когда имеет смысл обратиться к профконсультанту, но обычно вы можете все сделать сами.

КОГДА НУЖЕН ПРОФКОНСУЛЬТАНТ?

— Когда у вас нарушен контакт с ребенком — он не идет на разговор.
— Когда подросток вступает в пору активного профессионального определения (15-16 лет), а перспективы так и неясны, несмотря на все ваши усилия. Для таких случаев у профконсультантов есть более сложные тесты и другие методики.
— Когда профессия выбрана, но есть сомнения. Или когда у подростка внезапно изменились интересы и нужно в краткий срок определиться.

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

А если вам самим стало любопытно, тем ли делом вы занимаетесь, можно пройти тесты для взрослых: например, тест Голланда: http://rodn-i-k.narod.ru/as_prof/goll_test.htm, опросники Пряжникова: http://www.pedlib.ru/Books/1/0291/1_0291-71.shtml.

7413
facebook
Нажмите «Нравится»,
чтобы читать Relax.ru в Facebook
 Top