Осознал? Это надо отметить!

Просмотр списком

Первоклассница Марина стоит перед атласом звездного неба.Учительница объясняет: - Смотри, Марина, Сатурн — планета особенная, вокруг нее — кольца.И вдруг девочка говорит:- Я знаю, почему эта полоса вокруг нее. Потому что Сатурн очень быстро вертится, как волчок.Неправильно? Может быть. Но все равно это важный шаг к осмыслению мира. Его обязательно нужно отметить. Знаете, Коперник тоже не сразу, наверное, сообразил, что вокруг чего вертится.

Осознал? Это надо отметить!

— Это здорово, Марина! Ты сделала настоящее научное открытие!
Девочка счастлива, урок закончен. Но через полчаса оказалось, что она продолжала думать о своем первом успехе в познании.
— Знаете, как я поняла это, про Сатурн? Я подумала.

Впервые она испытала радость открытия.Очень важно, чтобы родители или учителя успевали вовремя заметить и поддержать первую пробу сил на нелегком пути осознания.
Почти невозможно предсказать, когда проснется потребность сделать открытие или какое явление послужит толчком к сопоставлению фактов.
Один из наших повзрослевших выпускников смог вспомнить, как это произошло у него:
— Я помню, иду с мамой. Мне, наверное, два года. Или даже чуть меньше. Ходить я уже умел, а говорить — еще нет. И вот забор, в одной из досок дырка — как раз по размерам моего кулачка, — и я вдруг понял, что размеры совпадают, и сунул свой кулак в дырку. И он прошел. Это было здорово. Вот, думаю, есть весь мир, который вне меня, а есть дырка, с которой я смог что-то сделать. Я обрадовался и произнес что-то похожее на слово дырка — что-то вроде "ды-ка". Это было первое слово, которое я вообще произнес.
Смотрите, что произошло: заметил-удивился-сопоставил. Что-то во внешнем мире впервые заставило работать его мысль. Этот первый детский инсайт пробудил потребность в следующем действии. Мальчик попытался дать имя явлению, которое только что осознал. Поделиться радостью с мамой. Уточнить, правильный ли он сделал вывод.
Вот эта связка "осознание — радость — проверка" очень важна. Она дала толчок для последующих усилий в этом направлении.
Сейчас этот мальчик учится на инженерном факультете Бауманского института и продолжает делать открытия.

Интересно, что вполне серьезные научные открытия совершаются, в общем, по той же схеме. Сначала — накопление фактов, наблюдение, долгие попытки установить связи между ними. А потом неожиданно происходит самое главное (и непонятно как) — так называемый внезапный переход к выводу, нечто вроде белой вспышки просветления. Хаотическое нагромождение фактов превращается в узор и систему.
А в итоге — ЭВРИКА! И острое переживание победы.
Мы не можем управлять этим процессом, но мы можем создать условия, при которых способность ребенка к осознаниям будет развиваться быстрыми темпами. Рецепт прост: сделать его жизнь интересной и разнообразной, насыщенной впечатлениями. Научить его обращать внимание на все новое - и удивляться. Для этого вам надо с первых лет жизни быть с ним заодно в этом процессе познания. Не надо как-то особенно учить. Вы можете перестараться и поселить в нем "боязнь несоответствия" вашим ожиданиям.
Просто вместе с ним удивляйтесь и радуйтесь открытиям.
Все остальное сделает здоровая натура ребенка, стремящаяся к развитию и постижению мира.

9027
facebook
Нажмите «Нравится»,
чтобы читать Relax.ru в Facebook
 Top