А у вас какой канал?

Просмотр списком

Дети, как и взрослые, бывают визуалами, кинестетиками и аудиалами. То есть получают информацию через разные каналы восприятия – зрение, ощущения или звуки.

А у вас какой канал?

Бывает же такое! Спокойной аккуратистке Лене досталась резвая и крепенькая девчонка: любимое занятие семилетней Ксюши — носиться с отцом по квартире, играя в пиратов или "в лошадку и смелую всадницу". Лена только вздыхает: в ее представлении любая девочка должна быть опрятна, аккуратна и тиха. Беспорядок в комнате у дочери выводит ее из себя, а девочке до него и дела нет.

У Маши тоже дочка — Кате пять лет. К беспорядку, который она устраивает время от времени, Маша относится спокойно. Для нее главное, чтобы девочка была ласковой, чтобы ее можно было обнять-потискать, чтобы она сама обнимала маму, если той грустно. А ее Катя этого не любит: на колени идет неохотно, даже садится на расстоянии от других.
Это не значит, что Катя не любит мать, просто ей удобнее любить на расстоянии. А Ксюше кавардак в комнате действительно не доставляет неудобств, она его не замечает.

В психологии каналы, через которые человек получает информацию, называются модальностями.

Почему начинает развиваться та или иная модальность, ученые спорят до сих пор. Некоторые считают, что это врожденное, некоторые — что зависит от того, какие источники информации превалировали в детстве и приносили ребенку максимум удовольствия. Но факт остается фактом: уже к двум-пяти годам у ребенка можно определить ведущий (или ведущие, если их несколько) канал восприятия.

Присмотримся и мы.


Ребенок-визуал будет с удовольствием смотреть телевизор, ходить в театр, рисовать, складывать пазлы. Ему необходим порядок в доме.

Кинестетик предпочтет разбирать-собирать игрушки, его потребность — физический контакт с родителями. Он будет проситься на коленки, с удовольствием даст взрослым потормошить и обнять себя, сам будет стремиться обнять, потрогать того, кто ему нравится, но его будет трудно приучить раскладывать все по местам.

Аудиал читает наизусть длиннющие стихи и поражает взрослых словарным запасом, но он не очень ловок, у него не блестяще обстоят дела с координацией движений. Он колотит чашки и падает с горки...

Чтобы точно определить, кто же ваш ребенок, надо понаблюдать за ним. Что он предпочитает, как он лучше запоминает? На что больше обращает внимание? Когда он о чем-то вам рассказывает (например, пересказывает любимый мультик), как он это делает? Изображает звуки? Показывает руками, рисует картинки, описывает, как выглядят герои рассказа, уделяет внимание цветам и одежде персонажей? Прыгает и скачет, сам перевоплощаясь в героя?
Родители далеко не всегда совпадают по ведущему каналу со своими детьми. Отсюда жалобы: "Он меня не слышит!", "Он абсолютно бесчувственен!" и "Он меня игнорирует!". А ведь это дело поправимое. Важно понять, в чем вы друг другу не соответствуете, и попробовать наладить контакт с учетом этих знаний. Попробуем?

Когда вы уже определили, к какому типу относится ваш ребенок, имеет смысл подумать и о том, к какому типу относитесь вы.
Свой тип можно определить, вспомнив, какую информацию вы лучше понимаете и что первое вспоминаете, когда мысленно о чем-то думаете, мечтаете. Звуки, картинки, ощущения? Что больше любите: смотреть, слушать, дотрагиваться до предметов? Какие слова вы чаще употребляете — "послушай, это так интересно!", "неужели ты не видишь?", "я чувствую — что-то случилось!".
Скажу еще раз: вполне в наших силах понять, какая система у ребенка ведущая и, стало быть, на каком языке с ним лучше разговаривать. Представим себе, что вы чем-то недовольны.
Если ребенок у вас аудиал, то он хорошо поймет вас, если вы выразите свое недовольство голосом. Для визуала необходимо присовокупить соответствующее выражение лица и взгляд, а для кинестетика — похлопывание по плечу или крепкое пожатие.
А как же быть с обучением?
Визуалу при выполнении домашнего задания помогут схемы и таблицы, аудиалу — проговаривание материала вслух, кинестетику — перерывы, во время которых мы поможем ему придумать, как он сможет ощутить материал. Кружки тоже лучше подбирать в соответствии с особенностями ребенка. Не стоит пытать аудиала в художественной школе, а визуала — в музыкальной. Ни удовольствия, ни сколько-нибудь заметного результата, скорее всего, не будет.

Это не значит, что мы должны развивать основные каналы восприятия у наших детей, а на вторичные махнуть рукой. Ни в коем случае! Во-первых, развить эти вторичные каналы проще всего в детском возрасте (дети изначально более "многоканальны", чем взрослые), во-вторых, они ему пригодятся в учебе (особенно аудиально-визуальные навыки). Кроме того, человек, использующий максимум каналов, более гармонично развит. У него больше способностей, он получает больше удовольствия от жизни и лучше понимает других.
Главное — развивать эти вторичные каналы в игровой форме и не переусердствовать, чтобы ребенок получал удовольствие от "не своих" занятий и чтобы ему захотелось открыть эти новые каналы, а не захлопнуть их навсегда.

Аудиал, визуал, кинестетик?

2350
facebook
Нажмите «Нравится»,
чтобы читать Relax.ru в Facebook
 Top