Чтобы ребенок умел чувствовать

Просмотр списком

Марина – психолог, она работает с детьми, у которых есть проблемы в общении. Сама она, невероятно артистичная и общительная, таких проблем отродясь не имела. Когда Марина начинает рассказывать какую-нибудь историю из своей жизни, я обычно повторяю, что ей надо идти в актрисы. И с детьми у нее получается замечательно. Стеснительные и хмурые ребята несутся на ее занятия с улыбкой до ушей.

Чтобы ребенок умел чувствовать

А вот ее подруга, главбух Татьяна, готова отдавать половину своей немаленькой зарплаты, лишь бы чуточку научиться искусству общения. Ох, ей бы это не помешало: ледяное лицо и фразы, брошенные невпопад, — вот ее визитная карточка. Почему так? Потому что она не понимает и не чувствует других людей, и никакие тренинги общения ей не помогают.

Татьяна было смирилась, но, о ужас - то же самое она заметила у своей пятилетней, не по годам умненькой дочки. "Неужели наследственное?" — перепугалась Татьяна и побежала к Марине.
Та сказала, что у Татьяны заметноснижен эмоциональный интеллект, т.е. способность чувствовать, а также понимать свои и чужие эмоции. И ее дочке просто неоткуда взять это умение. Но эмоциональный интеллект — это то, что можно и нужно развивать! Он ведь нужен нам не только для счастья в личной жизни, но и для карьеры.
Человек с высоким уровнем эмоционального интеллекта — так называемым EQ — чувствует себя в обществе более уверенно, знает, чего можно ожидать от других людей, легче переживает неприятности, обладает лидерскими способностями. Он может собрать вокруг себя людей с более высоким IQ для решения своих задач, его труднее обмануть, он многое знает как бы интуитивно, ему легко поддерживать хорошие отношения с людьми. Высокий EQ помогает в усвоении новых знаний, улучшает способность применять эти знания на практике, запоминать и свободно ими манипулировать.
Значит, чем больше внимания мы уделим эмоциональному развитию ребенка, тем легче и естественнее он впишется во взрослую жизнь.

Как развить эмоциональный интеллект?

Почаще давайте понять ребенку, что вы его любите, что он — важная часть вашей жизни. Даже если вы в течение дня очень заняты, найдите 15 минут перед сном, чтобы быть только с ребенком, чтобы он мог почувствовать, что в это время мама — только его.

Читая ребенку вслух, заостряйте его внимание на чувствах персонажей. Спрашивайте малыша: как он думает, почему Буратино разозлился, отчего Нильс убежал?
Кстати, сочинение сказок вместе с ребенком - отличный способ понять, что его волнует прямо сейчас. Сочиняя сказку, можно проговорить с малышом разные сложности, о которых тот не хочет рассказывать прямо. Пусть герой будет похож на вашего ребенка — у него будет похожее имя, тот же возраст, такая же семья и так далее, но при этом пусть он лихо справляется с теми проблемами, которые пока не даются вашему чаду.

Не стесняйтесь проявлять свои эмоции, объяснять сыну или дочке, почему вам грустно или весело. Конечно, не надо взваливать на дитя всю тяжесть взрослых проблем, но и полностью ограждать его от всего невеселого, что есть в нашей жизни, тоже не стоит. Не создавайте установку, что отрицательные эмоции — это обязательно плохо. Все имеют право время от времени быть печальными или злиться.

Объясняйте малышу поступки других людей, обсуждайте какие-то происшествия на доступном ребенку уровне. "Почему плакала Валя? Потому что у нее отобрали игрушку? Как ты думаешь, ей было обидно? А тебе было бы обидно?" Настраивайте ребенка на сопереживание. Объясняйте, что другим тоже бывает больно или, наоборот, радостно.

Прислушивайтесь и реагируйте не только на поведение ребенка, но и на его чувства, переживания, обсуждайте их вместе. "Почему ты плачешь? Сломалась игрушка? Тебе плохо, потому что это твоя любимая игрушка и ты теперь не сможешь с ней играть? Может, мы сможем ее починить? Что тебя обрадует? А что может порадовать папу?"

Приучайте малыша уважать чувства других людей и считаться с ними: "Тебе хочется бегать? Но бабушка спит, так что мы поиграем в тихие игры. А когда она проснется — пошумим". Проявите уважение и к эмоциям ребенка: если ему не нравится что-то, постарайтесь показать, что его чувство значимо и вы это учтете. Давайте ему возможность выбрать еду, одежду ("ты какую наденешь футболочку — красную или синюю?") или занятие, которое он предпочитает именно сейчас.

Не сдерживайте без лишней необходимости эмоциональные порывы ребенка. Пошуметь, побегать, покричать — это полезно, это отличный выход энергии.

Вначале "Поделимся игрушкой?", "Давай угостим девочку яблоком", "Вот как здорово!" А потом дайте ребенку больше самостоятельности: не вмешивайтесь в игры с другими детьми, если только там нет серьезной опасности, а слезы от потерянной игрушки или даже синяк — необходимая практика общения в определенном возрасте.

Если же вы обнаружили, что у вашего чада все-таки есть проблемы в общении — слишком стеснительный, агрессивный или пассивный, — найдите хорошего детского психолога.
Татьяне не нужно было искать — она отвела свою дочку к Марине. После третьего занятия девочка научилась улыбаться, обниматься и заглядывать людям в глаза. Ее мама, не очень-то верившая в успех предприятия, призналась, что с ее души упал камень.

4733
facebook
Нажмите «Нравится»,
чтобы читать Relax.ru в Facebook
 Top