10 ЛЕТ МЮЗИКЛАМ В РОССИИ: ОТ ПРЕМЬЕРЫ METRO К ПЕРВОЙ ГОДОВЩИНЕ "МОНТЕ-КРИСТО"

Женсовет tata ожо 29.10.2009 16:24
Просмотр списком

Осенью нынешнего года в Театре Оперетты открыли второй сезон российского мюзикла "Монте-Кристо", и в октябре празднуют его первый день рождения. Эта дата символично совпала с 10-летним юбилеем жанра в России: в октябре 1999 года на сцене театра "Московская Оперетта" состоялась премьера первого в нашей стране мюзикла – лицензионной постановки METRO. Именно она открыла дорогу этому новому, доселе неосвоенному в России, жанру музыкального искусства.

10 ЛЕТ МЮЗИКЛАМ В РОССИИ:  ОТ ПРЕМЬЕРЫ METRO К ПЕРВОЙ ГОДОВЩИНЕ "МОНТЕ-КРИСТО"

За прошедшие 10 лет театр Оперетты накопил колоссальный опыт в постановке мюзиклов по лучшим западным технологиям. После того, как на его сцене с успехом прошли мюзиклы METRO, Notre Dame de Paris и Romeo & Juliette, руководством было принято стратегическое решение о создании в дальнейшем только собственных оригинальных спектаклей. Реализацией этой стратегии с 2006 года занимаются продюсеры Владимир Тартаковский и Алексей Болонин. Первая же нелицензионная постановка театра — «Монте-Кристо» — сразу стала серьезным поводом для обсуждения судьбы самобытного российского мюзикла. Мировая премьера спектакля, созданного по мотивам самого захватывающего романа Александра Дюма «Граф Монте-Кристо», состоялась в октябре 2008 года — до сих пор знаменитое произведение французского автора не было поставлено в жанре мюзикла ни в одной стране. Спектакль сразу завоевал любовь зрителей: только за первый сезон его посмотрели более 200 000 человек, а это почти каждый пятидесятый житель нашей многомиллионной столицы. Сегодня, как и всегда, «Московская Оперетта» стремится сохранять лучшие традиции мирового музыкального театра, и идет навстречу тому новому и интересному, что предлагает современность. Великолепное техническое оборудование, тщательный подбор творческого материала и, конечно, сотрудничество с самыми лучшими, опытными специалистами, дают основание считать Театр Оперетты основной и самой перспективной площадкой для дальнейшего развития жанра мюзикла в России.

Жанр мюзикла отнюдь не молод. Официальной датой его рождения принято считать март 1943, когда на Бродвее состоялась премьера спектакля «Оклахома!» Р. Роджерса и О. Хаммерстайна. Поначалу авторы традиционно именовали свой спектакль «музыкальной комедией», но публика и критики восприняли его как новацию, разрушающую сложившиеся каноны. Тогда, вдохновленные успешной премьерой, авторы спектакля и представили широкой общественности новый термин для обозначения жанра: the musical. Так началась новая эра в истории сначала американского, а потом — и мирового театра. Сегодня мюзикл понимают как особый сценический жанр, где в неразрывном единстве сливаются драматическое, музыкальное, вокальное, хореографическое и пластическое искусства. На современном этапе он считается одним из самых сложных и своеобразных жанров, в котором, в той или иной степени, нашли свое отражение, чуть ли не все стили сценического искусства, существовавшие прежде. Центром мирового мюзикла считается Бродвей, один из районов Нью-Йорка, где были поставлены самые известные мировые мюзиклы: «My Fair Lady» (1956), «Hair» (1968), «Chicago» (1975), «Cats» (1981), «The Phantom of the Opera» (1986) и многие другие.

В то время как на Западе уже вовсю гремели популярные мюзиклы, наша страна, как и всегда — шла своим путем. Считается, что прививать любовь к музыкальным постановкам нам начал еще Григорий Александров своими фильмами с участием Любови Орловой. А в 70-80-ых годах в СССР появился и вполне удачно прижился термин «рок-опера» («Орфей и Эвридика» Александра Журбина, «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» и, конечно, ставшая легендой «Юнона и Авось» Алексея Рыбникова).

10 ЛЕТ МЮЗИКЛАМ В РОССИИ:

Мюзикл же — в его классическом понимании — пришел в Россию уже в почтенном возрасте 56 лет. 22 октября 1999 года на сцене театра «Московская Оперетта» состоялась премьера лицензионной постановки METRO. Тогда в Москве, как и в случае с первым мюзиклом в мире, подобного успеха не ожидал никто. В последствие, вдохновленные столь оптимистичными результатами первого опыта в России, на этом зарождающемся рынке стали появляться все новые сильные игроки. Благодаря их усилиям, вслед за всем миром, и российский зритель «распробовал» мюзикл — блестящий, яркий, динамичный жанр, за какие-нибудь три часа заряжающий энергией полноценного двухнедельного отпуска. С того времени нам представили более десятка мюзиклов, большинство из которых лицензионные, то есть созданные на Западе и с ювелирной точностью копируемые в разных странах. Это знаменитые Notre Dame de Paris (премьера: май 2002), Chicago (октябрь 2002), 42nd Street (октябрь 2002), «Иствикские ведьмы» (март 2003), Romeo & Juliette (май 2004), We will rock you (октябрь 2004), Cats (март 2005), MAMMA MIA! (октябрь 2006), «Красавица и чудовище» (октябрь 2008) и, наконец, «Продюсеры» (апрель 2009). Оригинальных отечественных постановок, по понятным причинам, появилось существенно меньше. Собственно, за 10 лет на наших просторах было создано всего три мюзикла: «Норд-Ост» (октябрь 2001), «12 стульев» (ноябрь 2003) и ставший пока самым успешным, по степени популярности и кассовым сборам, мюзикл «Монте-Кристо» (премьера: октябрь 2008). Причина такого существенного перевеса в пользу привозных спектаклей предельно проста: на молодом, еще не до конца сформировавшемся, «мюзикальном» рынке гораздо проще и надежнее приобрести лицензию на готовый спектакль, после чего неотступно следовать заветам западных постановщиков, чем рисковать в таком непростом и затратном деле, как организация собственного проекта. Очевидно — как на Западе, так и у нас, это под силу лишь тем, кто не просто желает создавать качественные спектакли, но и обладает значительным опытом в этой области.

Заслуженный деятель искусств России, художественный руководитель Российской Академии кинематографических искусств «Ника» Юлий Гусман рассказывает: «Жанр мюзикла пришел к нам с Запада, с бродвейских подмостков, и поэтому классические мюзиклы американского и английского производства навсегда останутся маяками, за которыми идут караваны судов во всех странах. Но и в нашей стране уже выросла целая плеяда прекрасных актеров, умных режиссеров, талантливых художников и хореографов, которые могут создавать аутентичный слову мюзикл жанр спектаклей. Именно поэтому в России в течение последних 10 лет появилось несколько потрясающе зрелищных спектаклей, продюсерам удалось привить нам эту культуру и научиться переносить западные проекты на российскую почву. Например, мюзиклы «Красавица и Чудовище», MAMMA MIA! — это прекрасные спектакли, но все же созданные иностранными командами. А вот нашим специалистам, которые работали, в частности, над «Монте-Кристо», удалось то, что до сих пор не удавалось никому — создать абсолютно фантастическое зрелище, которое является стопроцентно российским, оригинальным спектаклем. Это действительно здорово! Вообще я совершенно влюблен в этот жанр, много в нем работал, поэтому могу сказать, что мюзикл — это прекрасное искусство, которое не только радует зрителя, но и дает ненавязчивую мораль, урок, который запоминается именно потому, что он подан в такой праздничной атмосфере».
Все 10 лет, что жанр «живет» в нашей стране, большинство средств массовой информации и театральных критиков с нескрываемым удовольствием обсуждают неуспешность мюзиклов в России, их чуждость нашей легендарной «русской душе» — предрекая недолгую сценическую жизнь любой новой постановке. Тем временем, на столичных площадках запускались все новые и новые, более или менее успешные, проекты. Спектакли, которые ругали, и те, на которые зритель шел неиссякаемым потоком. Сегодня вопрос «быть или не быть российскому мюзиклу» — уже просто неактуален. Ответ на него дают сами зрители, ведь число поклонников жанра продолжает расти с каждым днем.
Актер мюзикла, исполнитель роли Графа в мюзикле «Монте-Кристо», Игорь Балалаев: «Совершенно очевидно, что сегодня жанр как таковой утвердился. Когда-то зрителя привлекало, что это ново, ярко, по-настоящему. Потом появилась возможность сравнивать, и благодаря этой конкуренции и, скажем, более критическому взгляду зрителей — профессионально выросла актерская среда. За 10 лет был пройден серьезный путь, появилось понимание жанра и у создателей мюзиклов: сегодня уже никто не пытается просто быть лучше всех, удивить каким-то невероятным подходом. Накопленный опыт выявил какой-то удачный рецепт постановки хорошего спектакля, которому, видимо, и стоит следовать. Мне кажется, теперь все профессионалы жанра работают вместе и в общих интересах. Да и люди стали ходить на мюзиклы с удовольствием, зачастую не по одному разу. Получается, есть в мюзикле что-то такое, что необходимо современному зрителю, а значит — и потенциал есть».

10 ЛЕТ МЮЗИКЛАМ В РОССИИ:

Разумеется, у любой развивающейся индустрии, кроме безусловных успехов, есть и свои трудности. Сегодня большинство специалистов относит к ним, в первую очередь, нелегко и небыстро формирующийся рынок профессиональных артистов. К сожалению, в нашей стране до сих пор нет не только специализированного учебного заведения, которое выпускало бы готовых синтетических артистов, одинаково хорошо владеющих вокальными, хореографическими и драматическими навыками, но и даже отделения мюзикла — ни в одном из крупных театральных ВУЗов.



Своим взглядом на сложившуюся ситуацию делится хореограф, актер, Егор Дружинин: «Артистов мюзикла в нашей стране раз-два и обчелся, а ведь синтетических артистов, как денег, много не бывает. Спрос диктует предложение: мюзикл — самый востребованный театральный жанр Нового света и доброй части Старого. Чувствуя это, там артисты расширяют свои возможности: танцующие начинают петь, поющие танцевать. И те, и другие пытаются быть убедительны в актерской игре. В России же пение и танец лишь дополнительные, необязательные навыки для драматического артиста. А пробиться на профессиональную сцену в мюзикле людям с первично не актерским, а танцевальным или вокальным образованием практически невозможно. В Америке и в Англии все по-другому — там мюзикл черпает из всех возможных ресурсов. Очевидно, что сегодня совершенно необходимы если не школы мюзикла, то хотя бы «центры повышения квалификации» артистов. Вопрос, кому именно это необходимо? Нам — режиссерам, хореографам, постановщикам — безусловно: чем больше подготовленных артистов, чем выше их уровень, тем больше у нас возможностей. А им, артистам, зачем? Тратить деньги и время на те навыки, которые могут никогда не пригодиться, способны только одержимые. Вот так и живет мюзикл у нас — усилиями одержимых».

Вторит ему и Татьяна Солнышкина, концертмейстер (METRO, Notre Dame de Paris, «Норд-Ост», «Продюсеры», «Монте-Кристо» и др).: «Готовых артистов мюзикла сейчас очень немного. И почти все они сформировались самостоятельно, еще на этапе становления жанра в нашей стране. Теперь, конечно, это настоящие звезды, работать с ними — одно удовольствие, но время идет, и этой профессии, как и любой другой (а, может, даже сильнее!) — нужна «свежая кровь». Совершенно необходимы, если не школы, то мастер-классы в главных театральных ВУЗах страны — Щукинском и Щепкинском училищах, в ГИТИСе. Талантливых ребят надо учить жанру мюзикла, показывать на готовом материале, что и как именно нужно делать. А пока у нас учат лишь романсам и классическим ариям, молодежь зачастую вообще не знает таких знаменитых мюзиклов, как «Призрак Оперы», «Отверженные», «Кошки» и т.д. Это грустно и неправильно. Ведь у нас немало одаренных, способных ребят, уже появились профессиональные, опытные педагоги, и когда сейчас к нам приезжают иностранцы, чтобы чему-то научить — это уже смешно! 10 лет назад было оправдано, а сейчас они сами говорят, что уже мы можем кое-чему научить Запад. Осталось только свести все таланты и умения воедино — и тогда ситуация в нашей индустрии значительно улучшится».

Не все просто на российском рынке мюзиклов и со зрительским потоком, так необходимым для долгой и счастливой жизни любого мюзикла — что ежедневного показа, что работающего по схеме двухнедельных блоков. К сожалению, в нашей стране картина пока далеко не так красочна, как на Бродвее, уже десятки лет являющемся настоящей Меккой для туристов. Посещение мюзикла там — такая же обязательная часть программы, как фото у подножья статуи Свободы. Благодаря чему, спектакли на этой знаменитой улице Нью-Йорка живут годами, а то и десятилетиями. Кроме того, сегодня стало окончательно ясно — для дальнейшего развития жанра, прежде всего, необходимо, чтобы мюзиклов становилось больше. Российских и лицензионных, современных и классических, но главное — всегда качественных. И появляться они должны не только в столице, но и в Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге — во всех крупных городах России, тогда и перспективы у жанра станут значительно более радужными.

Продюсеры «Монте-Кристо» Владимир Тартаковский и Алексей Болонин подчеркивают еще один немаловажный вопрос в развитии индустрии мюзикла: «Как ни странно, самой большой проблемой, с которой столкнется начинающий продюсер, будет не выбор материала и поиск финансирования, а проблема наличия площадок. В Москве практически нет театров нужной вместимости и достаточно удобного для зрителей расположения. Есть Театр Оперетты и приспособленный под мюзиклы МДМ. Может быть, можно найти какие-либо другие театры, удовлетворяющие потребностям мюзикла, но все они будут репертуарными и со своей труппой. Единственным исключением на данный момент является Театр Оперетты. Поскольку это музыкальный театр, здесь сам Бог велел играть мюзиклы. Причем, спустя годы мы считаем, что крайне важно, чтобы это были именно отечественные мюзиклы. «Монте-Кристо» мы играем уже второй год, и, если нынешние тенденции сохранятся — а сейчас ажиотаж просто небывалый — можно смело прогнозировать, что в следующем году мы откроем третий сезон, а за ним, возможно, и четвертый, и пятый. После чего, поставим новый, тоже оригинальный, спектакль. Думается, наш зритель окончательно «созрел» для российского мюзикла. Опросы показывают, что люди, посмотревшие «Монте-Кристо», горды, что спектакль создали их соотечественники, и передают это из уст в уста. Очень многие, если еще и не видели спектакль сами, то говорили, что его уже посмотрели друзья, близкие, и очень рекомендовали пойти. Видимо, мы, что называется, «попали в точку». Поэтому и дальше собираемся двигаться именно в этом направлении».

Словом, несмотря на все сложности, сопутствующие жанру, абсолютно все, кто вложил в него немало сил и таланта, а также те, кто просто искренне любит этот вид искусства, сходятся в одном — за последние годы мюзикл заметно вырос и окреп. Сегодня уже не вызывает сомнения, что новые постановки находят действительно живой отклик у тысяч наших соотечественников.

10 ЛЕТ МЮЗИКЛАМ В РОССИИ:

В этом абсолютно уверена редактор и модератор ряда сайтов и блогов, посвященных мюзиклам, поклонница жанра с десятилетним стажем, Анастасия Глаголева: «Мне кажется, что за прошедшие 10 лет восприятие мюзикла в России сильно изменилось — тогда мюзикл был эффектной диковинкой, чем-то «нездешним» и «чужеземным», сейчас он приобретает все большую популярность, становится модным. У этого жанра есть множество почитателей и поклонников, а еще большее количество людей просто любит театры, музыку и эффектные зрелища. Им хочется новых впечатлений и ярких красок — и они находят желаемое в залах мюзикловых постановок. Мюзикл приносит в жизнь людей Праздник и Сказку, и от этого становится с каждым годом все ближе и любимей для тысяч россиян. Да, нам еще далеко до Бродвея и Уэст-Энда, но я верю и жду, что и в Москве скоро будет демонстрироваться гораздо больше интересных мюзикловых проектов, притом не только и не столько «привозных», сколько наших, отечественных. И мне уже заранее хочется их посмотреть!».

Еще несколько лет назад казалось почти невозможным, что у мюзикла в России появится такое значительное количество поклонников, проявляющих искренний, неподдельный интерес к жанру, и своей безграничной любовью превращающих артистов мюзикла в настоящих звезд! Но факт остается фактом: с каждым годом мюзикл становится все более популярен — даже среди тех, кто еще недавно относился к нему с большой долей скепсиса. Все это дает надежду, что и в дальнейшем он будет развиваться столь же активно, и в скором времени российских постановок, таких, как «Монте-Кристо» — способных по качеству и масштабу сравниться с лучшими образцами мировой мюзикловой культуры — станет значительно больше.

563
facebook
Нажмите «Нравится»,
чтобы читать Relax.ru в Facebook
 Top