Скандалы и оргии запланированы

Женсовет tata пато 18.11.2009 13:27
Просмотр списком

В Москве продолжается фестиваль NET. 18 и 19 ноября в рамках NET московскую публику ожидает "Оргия толерантности" бельгийца Яна Фабра. Спектакль уже вызвал запланированный скандал на Авиньонском фестивале летом. Еще бы — исполнители по ходу действия иллюстрируют такое непотребство, которое в приличных домах обычно оставляют на откуп либо порноиндустрии, либо медицинской клиники.

Скандалы и оргии запланированы

Но приличия-то, на самом деле, соблюдены: лица до 21 года на постановку не допускаются. А взрослым воспитанным людям смотреть действо Фабра, возможно, не по себе еще и потому, что они отлично прочитывают содержание, стоящее за эпатажной формой. Обличения постановщика, увы, нелицеприятны.

"Оргия толерантности" — самый что ни на есть высокодуховный спектакль, просто избранные режисером выразительные средства кого-то покоробят", — поясняют организаторы театрального форума. Фабр со своей труппой, натурально, испытывает на прочность нашу терпимость. "Мы стали фантастически толерантны и готовы порой поддерживать ужасные вещи, полагая, что любая идея имеет право на существование", — замечает Ян Фабр. — "Эта извращенная толерантность стала для западной демократии какой-то абсолютной ценностью. На деле это приводит к процветанию самых низменных человеческих инстинктов". И правда: понятие нормы в обществе потребления все время меняется, оговаривается, границы дозволенного раздвигаются. Фабр как едкий сатирик лишь подал зеркало ненавистному, лицемерному обществу. И неча на зеркало пенять — по крайней мере, так советуют незашоренные, ориентированные в современном искусстве люди. Ну, а если нет сил терпеть эту оргию, то ее постановщику такое неприятие только на руку: значит, границы толерантности он нашел.

Скандалы и оргии запланированы
Между тем на фестивале NET с успехом прошло представление "Калигулы" — "экзистенциального панка" в постановке драмтеатра болгарского города Варна. Режиссер Явор Гырдев, один из ведущих театральных деятелей у себя на родине, покорил Москву сперва через кино. Его фильм "Дзифт" сталь в прошлом году призером ММКФ. В театре же Явор Гырдев уже поставил Шекспира, Жене, Олби, Макдонаха, Вырыпаева, но о пьесе Альбера Камю мечтал, по его признанию, давно. Тем более что в школе и университете изучал Римскую империю, философию, латынь и даже написал работу про коня Калигулы, которого, как известно, хозяин наделил почестями и должностями почище патриция. В спектакле, впрочем, никакой лошади нет. Есть, как предписано автором пьесы, узкий круг приближенных к императору, и сам Гай Цезарь как-его-там-дальше по прозвищу Калигула: ужасный, как нацистская символика, к которой ненавязчиво отсылают сценические костюмы, и одновременно прекрасный, как античная статуя.

Сценическое пространство представляет собой эдакий мини-колизей: зрители рассаживаются по кругу, актеры лицедействуют в центре. Безупречная лаконичность сценографии, актерская отвага и отточенная пластика даже воспринимаются как должное, на уровне подсознания. Ибо на первый план выходит произносимый текст. Дипломированный философ Гырдев по-своему прочитал другого философа, Камю, и уверенной рукой подчеркнул нам важные абзацы. Рабовладельцы рассуждают о свободе человека. Император, у которого все есть, упорно мечтает о невозможном, хочет Луну с неба, и все время норовит доказать окружающим, что не тварь он дрожащая, а право имеет. Доказать известно как: насилием и убийством. Но и сам он не боится умереть, и даже провоцирует приближенных на свое устранение. Лучший диалог, пожалуй, у Калигулы вышел со Сципионом. Там император-убийца, в частности, поясняет, почему он не тиран: он ставит человеческую жизнь выше, чем идеал завоевания, он отказался от нескольких войн и тем самым уберег тысячи подданных. Что бы там ни писали про Калигулу римские историки, сумасшедшим у Камю (и Гырдева) он никак не выглядит. Мыслит, по крайней мере, предельно ясно. Действует разве порой в извращенной форме.

Между прочим, данный Калигула обожает театр. Приравнивает разыгрывание драм и трагедий к божественному промыслу, но не забывает пригрозить: тем, кто останется глух к искусству, отрубят голову. Зрителям болгарской постановки подобное предупреждение излишне: без овации режиссера и актеров варненского театра оставить невозможно.

Фестиваль NET продлится до 27 ноября.

7581
facebook
Нажмите «Нравится»,
чтобы читать Relax.ru в Facebook
 Top