Теодор Курентзис дирижирует оперой, расширяющей сознание Премьера "Воццека" в Большом

Женсовет tata ароб 26.11.2009 15:16
Просмотр списком

В Большом театре поставили оперу Альбана Берга "Воццек", драматическую историю о солдате-брадобрее, убившем из ревности свою возлюбленную. Это произведение называют определяющим и ярчайшим для музыки ХХ века. А дирижер и музыкальный руководитель постановки Теодор Курентзис признал, что для него "Воццек", где все симметрично и не случайна ни одна нота, — одна из трех важнейших опер в истории вообще (две другие — сочинения Моцарта). Режиссером и сценографом спектакля выступил Дмитрий Черняков.

Теодор Курентзис дирижирует оперой, расширяющей сознание  Премьера "Воццека" в Большом

К "Воццеку" обращались ведущие деятели мирового театра, от Жана-Луи Барро до Патриса Шеро. У нас в стране опера ставилась лишь однажды, вскоре после написания, в 1927 году. Видимо, репутация отечественной публики как довольно консервативной и малопривычной к атональной музыке, к додекафонии и нововенской школе, побудила режиссера, дирижера и руководство Большого подготовить зрителя к тому, что он увидит и услышит. Доказать, что современная опера — явление отнюдь не маргинальное и недоступное для понимания. И облегчить, по возможности, восприятие признанного шедевра. Либретто и перевод немецкого текста проецируется на занавес шрифтом куда крупнее, чем на сеансе недублированного фильма в кинотеатре. В "Живом журнале" запустили страничку, где подробно освещалась подготовка к премьере. А накануне Теодор Курентзис, Дмитрий Черняков, музрук Большого Леонид Десятников и два состава главных исполнителей провели на Новой сцене театра презентацию постановки для всех желающих (день был будний, время рабочее, поэтому в зале преобладали пенсионеры и студенты).

Курентзис с одним лишь пианистом умудрился воспроизвести, кажется, все лейтмотивы и характеры в развитии, и пересказать двухчасовую оперу минут за 10 (впрочем, как выяснилось позже на премьере, двухчасовой вариант в интерпретации дирижера и оркестра не менее выигрышный). Публике также рассказали о первоисточнике — драме Георга Бюхнера "Войцек", о либретто Берга, о разнице традиционного пения и "шпрехзанга", "шпрехштимме", о 12 равноправных тонах хроматической гаммы. О том, как эти 12 тонов воплощены в сценографии: пространство сцены превращено в декорацию из 12 комнат — 3 по вертикали, 4 по горизонтали. В большинстве картин действие организовано лишь в одном из помещений, но иногда экшн распространяется на все комнаты сразу. Таким образом зрителю намекают, что драма маленького человека и его близких могла случиться в любой, по своему, несчастной семье.

Воццек, по сюжету, мятущаяся душа. Его подавляет авторитетом старший по званию, капитан. Он вынужден ради заработка стать подопытным кроликом для некоего доктора. Воццеку снятся кошмары, его одолевают неясные апокалиптические предчувствия. В довершение всего, уставшая от неустроенной жизни гражданская жена неуравновешенного героя, Мари, изменяет ему с хлыщом-тамбурмажором. Смятение чувств и мыслей заставит Воццека взяться за нож.

Сюжет драмы реалистичен, он был взят из медицинского журнала начала ХХ века. И сегодня исполнители партий Воццека и Мари (Маркус Айхе, Георг Нигль, Марди Байерс и Елена Жидкова) в один голос превозносят именно жизненность своих персонажей, созвучность их переживаний современным людям. В постановке Воццек, Мари, доктор, капитан, тамбурмажор рядятся в современные костюмы. Отдавая дань современности, некоторым приходится в паре сцен раздеваться до белья. Но это все частности. Главное, музыка Альбана Берга донесена до неизбалованного россйиского слушателя адекватно. Эта музыка прекрасна, умно написана, виртуозно оркестрована, так, чтоб не потерялась ни одна тема и прозвучал каждый голос и инструмент. В версии Большого оркестр, правда, на первых представлениях звучал сильнее голосов, возможно, многокомнатная декорация как-то нарушила акустику на сцене. Хотя из слов дирижера, Теодора Курентзиса, можно сделать вывод, что подобное "ускользание" голосов отчасти было задумано.

""Воццек" — это экспрессионистская опера, -рассуждает Курентзис. — А чем характерен экспрессионизм? Он рождает ощущения, близкие к тем, что мы испытываем во сне. Мы узнаем какие-то реалии, но они кажутся нам странными, необычными. Именно это ощущение и передает шпрехгезанг. Мы слышим, что кто-то поет или говорит, но он не поет и не говорит. Мы слышим мелодию, но мы не можем ее уловить. Она находится за пределами традиционного восприятия. Интонация, не подходящая к тексту, отстраненная от психологизма, заставляет искать других ощущений. Происходит расширение сознания, расширение кода языка."

Что ж, просветительская миссия вдохновителей постановки в Большом определенно удалась: вряд ли после "Воццека" даже самые закоренелые консерваторы будут иметь что-то против этой музыки. Не исключено, что многие поймут, откуда есть пошли Шостакович, Шнитке, Денисов и прочие современные классики. И наверняка многие захотят послушать Альбана Берга снова.

9992
facebook
Нажмите «Нравится»,
чтобы читать Relax.ru в Facebook
 Top