Гаэль Гарсия Берналь: "Предпочитаю истории обычных людей"

Женсовет tata роб 18.02.2010 12:23
Просмотр списком

Едва ли не самый популярный в киномире мексиканец Гаэль Гарсия Берналь, известный по фильмам "Наука сна", "Сука любовь", "Дневники мотоциклиста" и многим другим, отнюдь не собирается почивать на лаврах. Снимавшийся у Альмадовара и Джармуша, у Мишеля Гондри и Лукаса Мудиссона, актер в последние годы настойчиво пробует себя в режиссуре, а кроме того на пару с коллегой Диего Луной (друзья вместе снимались в ленте "И твою маму тоже") продюсирует независимое кино у себя на родине. В эти дни на Берлинском международном кинофестивале состоялась премьера фильма-альманаха "Revolucion" ("Революция"), где Берналь выступил одним из режиссеров и сопродюсером. Мексика в этом году с размахом намеревается праздновать столетие революции, случившейся в начале 20 века, и молодые кинематографисты решили отметить дату по-своему. Фильм состоит из десяти короткометражек, призванных переосмыслить наследие революции и значение самого этого слова. Десять постановщиков, в их числе Берналь, Луна, а также каннский лауреат Карлос Рейгадас и берлинский призер Фернандо Эмбке, — работали самостоятельно, не зная, о чем снимают их товарищи по альманаху. Но совпадений не случилось: как заметили авторы, Мексика столь велика и многолика, что тем для кино хоть отбавляй. На берлинской премьере все десять режиссеров держались вместе, фотографировались командой, однако корреспонденту Tata.ru удалось задать несколько вопросов Гаэлю Гарсия Берналю лично.

Гаэль Гарсия Берналь: "Предпочитаю истории обычных людей"

— Всего год назад в Берлинском конкурсе был фильм с вашим участием, "Мамонт" Лукаса Мудиссона. Критики, помнится, то кино разругали, вас это не обидело?

- По-моему, зря они так на "Мамонта" ополчились, картина была хорошая.

- В "Революции" вы сами, вместе с коллегами-режиссерами, выступаете с критикой некоторых сторон жизни?

- Ну, мы не фокусировались на ключевых, масштабных проблемах. Предпочли остановиться на мелочах, на историях из жизни обычных людей. Понять, что для них революция сегодня — просто символ или что-то значимое. Мексиканских фильмов о революции снималось множество, но по большей части это все либо пропаганда, либо приключения с голливудским сюжетом. Серьезных вопросов в тех лентах не ставилось, о том, что народ на самом деле пережил, не говорилось. Само понятие как-то затерли. Помните этот фильм с Брижит Бардо, "Вива Мария"? Вот типичный пример "революционной" иконографии. А в связи со столетием у нас начали тиражировать революционные образы. Закончилось Рождество, Санта-Клаусов из витрин убрали, и везде появился Панчо Вилья.

- В своей короткометражке вы говорите не только о революционных, но и о религиозных символах: о том, как современный школьник отказывается принимать на веру догмы своей бабушки. Он не может просто петь хором патриотические песни или повесить над кроватью распятие. Стремится понять, какой в этом смысл.

- Я сказал в фильме именно то, что хотел, к чему повторяться. Сам помню еще со школы, как в понедельник мы являлись на церемонию поднятия флага и разучивали революционный гимн, эдакую мантру. Слова там, кстати, довольно воинственные. Должно быть, это не такая была обязаловка, как раньше в Советском Союзе или теперь на Кубе. В Мексике и шутить на эту тему не воспрещалось. Но все равно, как можно требовать исполнения ритуалов, не объясняя их смысла.

- Идея революции тоже может стать своего рода религией?

Да, так и было. Но теперь нет. Революция, какой она была, с войной, потрясениями, жертвами, людям однозначно не нужна. Но есть много проблем, социальных и политических, которые ждут "мирного" решения. К примеру, одним из лозунгов мексиканской революции, еще до большевиков, было: "Земля — крестьянам". И несмотря ни на какие перемены, сто лет спустя аграрная реформа не перестает быть актуальной.

- Вы снимали свое кино в маленьком провинциальном городке, какая там была атмосфера?

- Местные жители очень доброжелательны, отзывчивы, замечательно нам помогали. Я уже бывал в этом городе, Консепсьон де Буэнос Айрес, снимался также в короткометражке.

— Вы уже представляете себе, какова будет прокатная судьба вашего киноальманаха? Мексиканские зрители его увидят?

- Посмотрим. Была идея показывать фильм бесплатно. Думаю, зрительский интерес будет — у нас даже документального кино в прокате за последние лет пять заметно прибавилось.

3330
facebook
Нажмите «Нравится»,
чтобы читать Relax.ru в Facebook
 Top