Сергей Пускепалис взял Медведя

Женсовет tata апроб 25.02.2010 12:51
Просмотр списком

В Берлине завершился 60-й международный кинофестиваль. Его победителем — обладателем "Золотого медведя" — стал турецкий фильм "Мед", лучшим режиссером назван Роман Полански (фильм "Писатель-призрак"), а участвовавшая в конкурсе российская картина "Как я провел этим летом" удостоилась "Серебряных медведей" за операторскую работу и за две главные мужские роли. За оператора Павла Костомарова награду получал режиссер ленты Алексей Попогребский. А актеры Сергей Пускепалис и Григорий Добрыгин вышли за медведями на сцену фестивального дворца лично.

Сергей Пускепалис взял Медведя

Попогребский и его команда вели съемки на Чукотке, на труднодоступной метеостанции. Суровые условия северного лета, черные скалы, тундра и ледовитый океан определили и визуальный, и психологический рисунок картины. Кстати, режиссер — психолог по образованию, так что со знанием дела сочинял историю про двух людей из разных поколений и с непохожими взглядами на жизнь, запертых в обществе друг друга вдали от цивилизации. Любопытно, что для молодого Григория Добрыгина роль в "Как я провел этим летом" стала дебютом (фильм "Черная молния" с его участием снимался позже), а Сергей Пускепалис, сыгравший, правда, и в предыдущем фильме Попогребского "Простые вещи", — больше известен как театральный режиссер. Но тем не менее наши "полярники" увели приз у гораздо более именитых и опытных зарубежных актеров.

В дни фестиваля Берлин с новыми фильмами, в конкурсе и вне конкурса, посетили несколько ярких звезд международного масштаба:Леонардо Ди Каприо, Пирс Броснан, Юэн Макгрегор, Бен Стиллер, Джулианна Мур, Гаэль Гарсия Берналь, Жерар Депардье, Джеки Чан и другие. А в качестве подарка к юбилею накануне закрытия на Берлинале показали новый голливудский мюзикл "Девять" (Nine), где звезд участвует едва ли не больше, и сплошь оскароносцы: Николь Кидман, Пенелопа Крус, Марион Котийяр, София Лорен, Джуди Денч, Дэниел Дэй-Льюис... Правда, живьем перед публикой никто из поющих знаменитостей так и не появился. Звезды "Девяти" много потеряли — вряд ли где они нашли бы столь благодарных и снисходительных зрителей. Берлинцы встречали аплодисментами едва ли не каждую их арию, звучащую с экрана. Между тем мюзикл, перепевающий мотивы фильма Феллини "8 с половиной", и по музыкальному материалу, и по самой постановке заметно уступает другой ленте того же Роба Маршала, "Чикаго". Винить в неудаче актеров трудно: это, скорее, режиссер невнятно повторяет, если не пародирует, сам себя.

60-й берлинский кинофорум, впрочем, собрал довольно обширную и качественную программу, и оказался не так уж беден на фильмы-события, которые также можно отнести к разряду юбилейных подарков. Это и ретроспективы, и повторные показы лент, когда-то прогремевших на Берлинале, и просто картины с изрядной долей юмора — пожалуй, столько поводов посмеяться у критиков на обычно политизированном Берлинале не было давно. Всех развеселил, к примеру, китайский режиссер Чжан Имоу. Он сделал вольный римейк раннего фильма братьев Коэнов "Просто кровь". Сюжет криминальный: пожилой богатый муж уличил молодую жену в измене и нанял киллера, чтоб порешить обоих провинившихся. Но жаждавший мести не знал, что его неверная супруга купила себе пистолет, и тот, как театральное ружье на сцене, в самый драматический момент непременно выстрелит. Китайский римейк называется "Женщина, пушка и лапша". Лапша — это потому, что почти все персонажи живут и работают в лапшичной. Процесс приготовления фирменного китайского блюда подан у Чжана Имоу как цирковая эквилибристика — говорят, актеры долго тренировались жонглировать тестом.

Кроме того, то и дело заставляли публику улыбнуться и норвежский режиссер Ханс Петер Моланд с актером Стелланом Скарсгардом в криминальной трагикомедии "По-своему джентльмен", и "Писатель-призрак" Поланского, и Джулианна Мур с Аннет Беннинг в семейной лесби-комедии "Дети в порядке" — эта лента за развитие темы нетрадиционной ориентации получила приз "Тэдди".

В качестве мощного художественного высказывания порадовал аудиторию "Выход через магазин сувениров" от легендарного граффити Бэнкси. В лицо этого гения уличной настенной живописи никто не знает, так что неизвестно, приезжал ли автор на берлинскую премьеру. Фильм не только проводит для непосвященных ликбез относительно граффити, но и наглядно демонстрирует, сколь тонка нынче грань между настоящим искусством и кичем, между оригинальной концептуальной идеей и бездарностью. Фильм куплен для российского проката, так что ближе к июню к кинотворчеству Бэнкси могут приобщиться и наши любители артхауса.

Наконец, подарком берлинцам стал вечерний показ "Метрополиса" Фрица Ланга на гигантском экране, натянутом у Бранденбургских ворот. Несмотря на десятиградусный мороз, все желающие поклонники старого кино стоя смотрели отреставрированный шедевр немецкого кинематографа под открытым небом, вооружившись термосами с кофе. И, по традиции, последний день фестиваля, уже после раздачи призов, был свободен от пресс-мероприятий и все залы и сеансы отданы на откуп зрителям с билетами. Главной движущей силой Берлинского фестиваля все же являются не кинозвезды, а публика.

6126
facebook
Нажмите «Нравится»,
чтобы читать Relax.ru в Facebook
 Top