Восток - дело женское В российский прокат вышел фильм Ширин Нешат "Женщины без мужчин".

Просмотр списком

Кинематограф в наши дни с удовольствием подпитывается творчеством художников, фотографов, архтекторов, мастеров инсталляции и видеоарта. Такие видные деятели современного искусства, как Мэтью Барни, Джулиан Шнабель, Стив МакКуин, а также дизайнер Том Форд, благодаря своим фильмам уже удостоились внимания критиков и зрителей как режисеры — кто лишь на фестивалях, а кто и у широкой аудитории. Не будем забывать, что и нынешняя триумфаторша оскаровской церемонии, Кэтрин Бигелоу, по первому призванию художник в выставочно-галерейном смысле этого слова.

Восток - дело женское В российский прокат вышел фильм Ширин Нешат "Женщины без мужчин".

Вышедший только что в наш прокат фильм "Женщины без мужчин" сделан иранской художницей Ширин Нешат. В 90-е она прославилась серией фоторабот "Женщины Аллаха", затем удостоилась премии Венецианской Биеннале современного искусства за свои видеоинсталляции, а в прошлом году уже взяла престижного Серебряного Льва на кинофестивале — как раз за "Женщин без мужчин". Сняла его Нешат, правда, не в одиночку, а в тандеме с парнером и единомышленником Шоджи Азари. По словам самой художницы, иранские женщины вовсе не борются за равноправие с противоположным полом, как какие-нибудь американки. Иранские женщины просто "хотят получить свои права и образовать в мире идеальное равновесие".

События фильма разворачиваются в Иране в 1953 году, в дни военного переворота, устроенного западными державами, как водится, из-за контроля над иранской нефтью. В картине четыре героини из разных слоев общества. Одна — довольно эмансипированная барышня, которая бунтует против деспотичного брата, слушает политические новости по радио и в конце концов примыкает к коммунистам и демонстрантам; другая — религиозная девушка в чадре, которой стыдно идти домой после того, как два мужика напали на нее на улице; третья — худосочная проститутка, сбежавшая из постылого борделя в одном белье и покрывале; наконец, четвертая — состоятельная немолодая дама, решившая уйти от нелюбимого супруга и поселиться в уединенном доме с садом. В этом саду, напоминающем эдакий потерянный рай, судьбы героинь как раз и пересекутся. Желанным убежищем для женщин живописное поместье, правда, не станет: военный переворот на американских джипах ворвется и сюда.

Многие кадры и сцены фильма Ширин Нишат смотрятся как продолжение ее видеоинсталляций. В них можно отыскать и сюрреализм, и мистику (одна из героинь, к примеру, сперва умрет, затем воскреснет), и даже сказку — вход в заветный сад весьма напоминает кроличью нору, куда пролезала Алиса. Без политики, конечно, тоже не обошлось. Но даже понятие "политическое течение" в "Женщинах без мужчин" можно воспринимать буквально: потоки демонстрантов именно что текут по тегеранским улицам, сливаются, наталкиваются на "плотины" в виде армейских и полицейских заслонов.

Верхом символизма и художественного акта можно счесть и сцену званого обеда, нарушенного вторжением военных. Интеллигентные гости той самой владелицы дома с садом не успеют оглянуться, как за столом с яствами, где они только что сидели, уже смачно чавкают вооруженные солдаты, а, по-западному, одетым мирным иранским буржуа останется в растерянности жаться по стеночкам.

Кинопортреты каждой из героинь авторам фильма удались — и характер, и внутренние переживания переданы не хуже, чем это мог бы сделать художник или фотограф. Знающие первоисточник — роман иранской писательницы, живущей в эмиграции узницы двух режимов Шахрнуш Парсипур, — правда, утверждают, что с литературой в магическом реализме кино тягаться не в силах. Вряд ли фильм Ширин Нешат покажут в Иране, особенно после того, как в прошлом году там снова случились демонстрации, а совсем недавно был арестован участник Берлинского кинофестиваля кинорежиссер Панахи. Но взгляду западного зрителя, наверняка, должно быть приятно взирать на женщин Востока, которые позволяют себе ходить с непокрытой головой, распускать волосы, носить нежные цветастые платица и чувствовать себя свободными.

"Женщин без мужчин" можно увидеть в московском кинотеатре "Пионер", в петербургском Доме кино и в одном из кинотеатров Екатеринбурга.

9641
facebook
Нажмите «Нравится»,
чтобы читать Relax.ru в Facebook
 Top