100 лет «мертвой петле»

Просмотр списком

Ровно сто лет назад русский летчик Петр Нестеров поразил толпу зрителей фигурой высшего пилотажа «мертвая петля». Совершив полет по замкнутой кривой в вертикальной плоскости, он навечно изменил представления о навигации самолета в воздушном пространстве и стимулировал летчиков к виртуозному владению небесной птицей. О том, как Нестеров шел к своей идее-мечте, наша статья.

100 лет «мертвой петле»

Идея «мертвой петли» зародилась у Нестерова еще до 1912 года.

100 лет «мертвой петле»

Он был уверен, что воздух как среда «однородная во всех направлениях... будет удерживать в любом положении самолет при правильном управлении им». Не ради забавы, не для хвастовства, не для куража и не для удивления зрителей показал Петр «мертвую петлю», а исключительно для того, чтобы доказать высказанную выше идею.


100 лет «мертвой петле»

И вот в Киеве 9 сентября над Сырецким полем в 18:15, управляя самолетом «Ньюпор-4» с двигателем «Гном», он выполнил замкнутую петлю в вертикальной плоскости.

100 лет «мертвой петле»

Это событие было зарегистрировано в протоколе спортивного комиссара Киевского общества воздухоплавания. Что удивительно: на «железной птице» не было никаких специальных приспособлений для выполнения сложных элементов, а решиться на такой шаг Нестерову позволили самолюбие, наполеоновские мечты. Свое название петля получила из-за того, что долгое время будоражила умы летчиков и теоретически была разработана только в бумажном варианте. До Нестерова никто не решался самостоятельно рискнуть так развернуть самолет – в то время по инструкции категорически запрещались всякие крены, крутые виражи и спирали. Петр Николаевич настолько был самоуверен и так доверял своим расчетам, что перед выполнением «мертвой петли» даже не пристегнулся ремнями к самолету. Расчеты его оправдались: в верхней точке петли он не выпал, как предостерегали некоторые – центробежная сила прижимала летчика к сиденью. На высоте около тысячи метров он выключил двигатель своего старенького «Ньюпора» и начал пикировать. Спустившись до 600 метров, Петр Николаевич снова завел мотор и устремил самолет вертикально вверх, виртуозно описав в воздухе петлю, пошел в пике. Мотор снова выключился, самолет выпрямился и плавно приземлился. «Мертвая петля» сделала Нестерова известным не только в России, но и за границей. Отныне эта фигура высшего пилотажа также носит и его имя.

100 лет «мертвой петле»

Мнения профессионалов и наблюдателей 100 лет назад разделились. Одни называли маневр военного летчика безрассудством, другие – открытием в авиации. Киевское товарищество воздухоплавания и научно-техническое общество во главе с генерал-майором Вербицким решили выдать Нестерову золотую медаль за «первое в мире удачное решение, с риском для жизни, вопроса об управлении аэропланами при вертикальных кренах». Такую же медаль получил от общества только профессор Жуковский.

В память об этом историческом событии в 1989 году перед зданием Киевского авиационного завода установлен памятник.

100 лет «мертвой петле»

Талант русского летчика раззадорил иностранных авиаторов, которые во что бы то ни стало решили повторить фигуру высшего пилотажа Нестерова. Интерес к «мертвой петле» не ослабевает и сегодня.

В честь столетия «мертвой петли» Национальным банком Украины выпущена юбилейная монета номиналом пять гривен.

100 лет «мертвой петле»
7138
facebook
Нажмите «Нравится»,
чтобы читать Relax.ru в Facebook
 Top