Звезды зажигают

Просмотр списком

Франсуа Трюффо, один из самых тонких режиссеров планеты, как-то обмолвился, что кино только для того и существует, чтобы мальчики демонстрировали миру своих девочек. Со временем этот принцип трансформировался, и теперь "институт звезд" является неотъемлемой частью киношной индустрии.

Звезды зажигают

Все зависит от вкуса "мальчиков": не влюбись Роже Вадим в "девочек" Бриджит Бардо, Анук Эме, Катрин Денев и Джейн Фонду, мы бы и знать не знали, кто это такие. То же самое и с самим Трюффо, который признавался, что влюбляется только на время съемок: если бы не его страстные увлечения – Фанни Ардан, Жанна Моро, Катрин Денев – не было бы не только самих этих звезд, но и многих шедевров, которые он снимал под влиянием своих подруг.

Забавно, что много лет спустя другой французский режиссер – Франсуа Озон – собрал в своем мюзикле "8 женщин" чуть ли не весь цвет французского кино, от 80-летней Даниэль Дарье до юной Людивин Санье, чтобы еще раз напомнить всем нам, что Женщина и Кинематограф всегда шли рука об руку.

Американцы почувствовали эту фатальную связь раньше всех – и со свойственной им энергией, засучив рукава, начали создавать институт звезд буквально на ровном месте. Результаты превзошли все ожидания: выяснилось, что публика готова платить только за звезду: ни имя режиссера, ни его регалии не имели никакого значения. Какое-то время на экране царили только они: звезды, преимущественно женского пола, могли диктовать свою волю даже всесильным продюсерам, выбирая режиссеров и даже операторов (кто же лучше всего подчеркнет достоинства и скроет недостатки!). Этот почти языческий культ отныне станет проклятием кинематографа. Как бы приверженцы естественной манеры съемок ни были против фальшивых ужимок и актерских штампов, звезды продолжают зажигать во всем мире: и особенно рьяно в Голливуде.

Правда, со временем звезды потускнели: если в пятидесятые какой-то аристократ пренебрежительно отозвался о внешности Элизабет Тейлор ("миленькая субретка"), то, интересно, что бы он сказал о Джулии Робертс? Что касается царственного ореола, каким были окружены Марлен Дитрих или Грета Гарбо, то с этим еще хуже: сложно представить и ту, и другую, прогуливающимися по Лос-Анджелесу в растянутой майке в окружении многочисленных домочадцев.

Из красавиц (да и то - если принять условия игры) одна только Кидман поддерживает былую славу Голливуда: если она не может навести туман, то уж играть умеет точно. Странное дело, но и француженки начали сдавать позиции: молодые актрисы, даже талантливые, ни в какое сравнение не идут с Катрин Денев, "священным чудовищем", последней звездой ушедшего ХХ века. Подобно Гарбо и Дитрих, она – не только актриса, не только символ, но и личность, культурный феномен, Персона. Недаром символ Франции, Марианну, лепили именно с Денев – на эту роль не сгодилась даже великая Жанна Моро.

Видимо (если говорить о кино как о мистическом культе), дело не только в даровании, а в так называемой "божественности": один парижанин, владелец известного ресторана, в котором перебывали чуть ли не все звезды ХХ века, так и говорил – мол, в одной есть эта "божественность", в другой – нет, хоть ты тресни. Тот, кто видел Катрин Денев вблизи, поймет, о чем речь. От звезды действительно исходит определенное сияние – так и тянет смотреть исключительно на нее и больше ни на кого. И подобной магией обладают немногие: Катрин Денев, возможно, последняя из них.

7940
facebook
Нажмите «Нравится»,
чтобы читать Relax.ru в Facebook
 Top