Динара Алиева: "Жду приглашения от Пласидо Доминго"

Женсовет tata 02.12.2010 01:04
Просмотр списком

4 декабря в Концертном зале им. П.И.Чайковского концерт солистки Большого театра Динары Алиевой. Динара – молодая звезда мировой оперной сцены, которой довелось выступать с Пласидо Доминго и учиться у Монсеррат Кабалье. О том, каким был путь к успеху и что еще впереди, Динара рассказала журналу Tata.Ru.

Динара Алиева:  "Жду приглашения от Пласидо Доминго"

— Динара, что вы будете исполнять 4 декабря?

— Первое отделение: арии из опер - Пуччини, Верди, популярные и сложные. Программа составлена так, что мы будем чередоваться с оркестром: мои сольные номера и оркестровые. Второе отделение: русская музыка - романсы Рахманинова, а также арии из оперетт Кальмана и Легара. Произведения более легкого жанра.

— А репертуар для концерта вы сами составляете?

— Я посоветовалась с менеджером, и мы составили программу, находясь в австрийском городе Клагенфурте, откуда я только что вернулась. Там проходил второй по важности после Зальцбурга фестиваль классической музыки. У нас было очень мало времени из-за большого количества репетиций и выступлений. Но, надеюсь, что будет интересно.

- Что для вас является определяющим, когда вы составляете программу концерта?

— Важно не перегрузить концерт сложными ариями, выстроить так, чтобы это было приятно зрителю, и, конечно, чтобы было интересно мне самой. Когда приехала в Москву, у меня был первый концерт по сложности -мон шел почти три часа. В концерте я исполняла двенадцать арий и четыре большие сцены. Теперь понимаю, что так делать нельзя. Это было просто испытание на выносливость. Слава Богу, я его выдержала, но было очень тяжело.

— А зрители как реагировали?

— Зрители сидели до конца. (Смеется)

— В Москве вообще хорошо принимают?

— Вы знаете, сейчас публика стала уже меня узнавать. А поначалу, когда я только начинала свою творческую карьеру, было нелегко. Мы, певцы, не можем всем нравиться. Есть те, кто любит наши голоса, и те, кому мы не нравимся. Конечно, если из зала идет позитив, петь очень приятно и легко.

— Вы выступали в самых разных странах. Где публика лучше?

— Сложно сказать. Публика везде разная. К примеру, я сейчас пела в Австрии — там публика очень сдержанная. Их раскачать на бурные аплодисменты практически невозможно, но были спектакли, на которых зал даже стоя аплодировал. Правда, в основном это происходит в конце, когда артисты выходят на поклон, и тогда по аплодисментам зала становится понятно, кто им больше понравился. В Токио до самого конца сидят очень тихо, а потом уже аплодируют.

— Вы, наверное, уже привыкли к аплодисментам. Ведь ваша музыкальная карьера началась в детстве?

— Да, петь я начала в два года. Дело в том, что у меня очень музыкальная семья. Мама — дирижер детского хора и режиссер по второй профессии. А отец был гримером. Бабушка и дедушка — заслуженные деятели искусств Российской Федерации - танцевали в ансамбле "Лезгинка", дядя - актёр и режиссер, брат увлекается джазом. Так что атмосфера была в семье творческая. Я училась в музыкальной школе по классу фортепиано. Отец мечтал, чтобы я стала великой пианисткой, но великой пианистки из меня не вышло.

- Почему?

Динара Алиева:

— Вы знаете, я все детство пела — на детских утренниках, концертах, везде солировала. Когда я была в восьмом классе, у нас открылся вокальный факультатив, я стала там заниматься. И это мне понравилось гораздо больше, чем играть. Я всегда очень боялась экзаменов по фортепиано: у меня потели руки. А когда выхожу петь - очень спокойна, совершенно не боюсь публики. С удовольствием выхожу на любую сцену.

— Папа, наверное, остался недоволен?

— К сожалению, папы нет уже десять лет. Но думаю, он был бы счастлив, что я выбрала творческую карьеру. Он просто не видел всех успехов, которых я достигла на сегодняшний день. Ему бы понравилось.

— В вашем репертуаре очень разный материал: от классической оперы до джаза. А что вам больше нравится исполнять?

— Конечно, мне эмоционально ближе опера. Причем в постановке, а не в концертном исполнении. Джаз в моем репертуаре это баловство. Объясню почему. Считаю, что нужно уметь делать свое дело на 100 процентов. Можно, конечно, для разнообразия исполнить какую-то джазовую композицию. Но я не пою джаз, как Элла Фицджеральд, это же очевидно. Никогда не спою. Поэтому предпочитаю этого не делать. Я исполняю в основном Гершвина — классические джазовые композиции, которые пели все классики.

- Какую музыку любите слушать?

— Очень люблю слушать джаз: Джорджа Бенсона, Стива Уандера. Как я уже говорила, мой брат очень любит высокий джаз. С детства мы с ним часто слушали.

— То есть классику дома не слушаете?

— Классику, конечно, слушаю, когда работаю над новой постановкой. Но я очень устаю иногда от репетиций, и чтобы расслабиться, предпочитаю ничего не слушать. Иной раз даже радио раздражает — слишком много информации.

— Вы исполняете арии основных героинь классических опер. Какая из них вам ближе всего? Или вы ее еще не спели?

— Конечно, многое еще не спето. Моя любимая — партия Виолетты (из оперы "Травиата" Дж. Верди). Если работать над образом, и жить только этой ролью, есть опасность звучать одинаково. Поэтому я стараюсь каждый раз максимально вживаться в новый образ героини. Сюжеты, конечно, для сопрано в основном трагические, и все их надо спеть по-разному.

— А кого еще хотели бы спеть?

— "Манон" Массне очень хочу спеть. Эльвиру из "Пуритан". Очень хотелось бы спеть Марфу в "Царской невесте", много...

— Над чем сейчас работаете в Большом театре?

— У нас планируется новая постановка "Травиаты". Режиссером будет Франческа Замбелла. Это будет классическая постановка, не модерн, который сейчас в моде.

— А вы предпочитаете классическую режиссуру?

— Вы знаете, да. Как-то мне один режиссер сказал: "Что, перьев хочется?" (Смеется). Не перьев хочется. Хочется, чтобы образы были выдержаны так, как написал композитор. К примеру, я пела Леонору в опере "Трубадур". Постановка Андреаса Жагарса. Он директор и главный режиссер рижского оперного театра. Действие было перенесено в военный период. Образную линию режиссёр не поломал, поэтому было интересно. Отлично всё звучало. Но я не люблю модерн, когда все ходят по сцене полуголые или сумасшедшие.

Динара Алиева:

— Динара, в вашей биографии есть два совершенно удивительных знакомства. Во-первых, Пласидо Доминго! Как это было?

— Это было на конкурсе в Барселоне, он сидел в жюри. Там мы и познакомились, а после гала-концерта его пригласили в Баку. Меня Доминго взял с собой как лауреата конкурса. И мы вместе пели. На самом деле, это было, как во сне. Он потрясающий человек, невероятно обаятельный, и нет в нем никакой звездности, хотя он — величайший певец. Надеюсь, что будут от него какие-то предложения поработать.

— Пока вы ждете приглашения от Доминго, вас осыпает комплиментами Монсеррат Кабалье. Она сказала, что ей нечему вас учить.

— Я училась в магистратуре, мне было 23 года, когда Монсеррат Кабалье пригласили в Баку - она давала мастер-класс. Я спела, Монсеррат подошла ко мне - и какие приятные слова я услышала от великой певицы! Было что-то невероятное! Именно после ее приезда в Баку началась моя карьера. Сразу взяли в Бакинский академический театр оперы и балета, я начала петь в концертах, не только в родном городе. Сейчас собираюсь с ней снова встретиться в январе. Мы договорились, что я поеду к ней на мастер-класс. Очень интересно, вспомнит ли она меня, ведь через нее проходит столько молодых артистов.

— Думаю, далеко не всем она говорила такие комплименты. Тем более, что она не ошиблась: в вашем багаже сейчас уже немало самых разных наград и премий. А какая из них была самая приятная или обидная?

— Все обидные.

— Как же это?

— Это всегда были вторые места. Несмотря на бурную реакцию публики, на теплый прием, по которому мне казалось, что первая премия уже у меня в руках. Но жюри решало иначе. Конечно, самым запоминающимся был конкурс Марии Каллас в Греции. Когда я спела в финале третьего тура, публика двадцать минут мне аплодировала, причем они еще и топали. В зале стоял невероятный гул. Дирижер меня несколько раз выводил. Но мне дали второе место. Зрители очень были возмущенны, освистав жюри.
Думаю, что закончила с конкурсной деятельностью, хотя это очень полезно для артиста. После конкурсов на исполнителя обращают внимание члены жюри, директора театров, заключаются хорошие контракты. Помимо всего прочего, это соревнование, которое закаляет. Но я очень мнительная и ранимая, поэтому любая несправедливость — даже по отношению к кому-то другому — меня всегда очень расстраивает.

— Наверное, особенно обидно читать отрицательные рецензии?

Динара Алиева:

Знаете, критика необходима. Но порой пишут вещи, которые не имеют отношения к делу. К примеру, как-то про меня написали что-то вроде "Алиева имеет много нарядов, но не умеет их носить". Причем здесь это? Такие вещи, конечно, раздражают.

— Динара, многие исполнители мечтают оказаться на сцене Большого театра. Поделитесь секретом — как вам это удалось?

— На одном из концертов в Москве я познакомилась с Денисом Мацуевым. В тот момент была в поиске, у меня даже педагога не было. И он посоветовал мне познакомиться с Еленой Образцовой, с которой он дружен. Мы обменялись телефонами, он позвонил, когда Елена Васильевна была в Москве, пригласил меня к ней на встречу. После этого я переехала. Параллельно, много ездила на конкурсы. Денис очень помогал мне и дальше: приглашал меня на свои фестивали в Париж, в Иркутск, в Екатеринбург (фестивали "Крещендо" и "Звезды на Байкале"). Я там познакомилась со многими музыкантами, меня увидели, заметили. Потом меня взяли приглашенной солисткой в Большой театр, я спела партию Лиу в опере "Турандот", затем официально зачислили в штат.

— Нравится вам в Москве?

— Конечно, нравится, хотя сначала было очень тяжело. Я уехала из Баку, где остались все мои друзья, родственники, моё детство. Я была в жуткой депрессии, не было круга общения, ужасно скучала. Но я понимала, что если вернусь, карьерного роста у меня не будет. Сейчас у меня столько переездов, что времени скучать не остается.

— А на отдых время есть? Что солистка Большого театра делает в свободное время?

— Вы знаете, я совершенно не могу усидеть дома. Даже если появляется свободное время, я обязательно придумаю, куда пойти. Иногда, конечно, так устаю, что просто хочется полежать, поесть домашнюю пищу. Надоедает ресторанная еда в поездках. А дома мама готовит вкусные вещи. Что я люблю еще делать? По телефону поболтать с друзьями. (Смеется).

— По магазинам пройтись?

— Знаете, многих шопинг расслабляет, а меня наоборот напрягает. Я, когда захожу в большие магазины, теряюсь и не знаю, что мне нужно. Поэтому люблю маленькие магазины, в которых все сразу видно. Вот еще в кино хожу. Последним смотрела фильм "Солт". А так — чаще смотрю кино онлайн, очень удобно в поездках. Любимый фильм — "Унесенные ветром".

— Вам всего 29 лет, а вы уже солистка Большого театра. Куда хотелось бы двигаться дальше?

— Хочется попеть на всех мировых сценах: Метрополитен Опера, Ла Скала и другие. Но при этом остаться солисткой Большого театра.

Сайт Динары Алиевой

Динара Алиева:  "Жду приглашения от Пласидо Доминго"
Динара Алиева:  "Жду приглашения от Пласидо Доминго"
9135
facebook
Нажмите «Нравится»,
чтобы читать Relax.ru в Facebook
 Top