Ирина Лачина: "Не тратьте жизнь на негатив"

Женсовет tata отлю 22.12.2010 12:35
Просмотр списком

Недавно состоялась премьера фильма Евгения Серова – "Гидравлика". На кинофестивале в Смоленске картина получила награду "Золотой Феникс" имени Анатолия Папанова в номинации "лучшая режиссура". Одну из главных ролей в фильме сыграла известная актриса Ирина Лачина. После премьеры она поделилась с корреспондентом TATA.ru своими впечатлениями от фильма, мнением о современном кино и просто размышлениями о жизни.

Ирина Лачина:  "Не тратьте жизнь на негатив"

- Ирина, вы сегодня впервые увидели полную версию фильма. Каковы ваши впечатления?

- История очень неоднозначная и эмоциональная. Название картины — "Гидравлика" - метафорично: проводится параллель между эмоциональным взрывом и гидравлическим ударом, который уничтожает всё вокруг. События, произошедшие между людьми пятнадцать лет назад, в настоящем времени приводят к неожиданным для них последствиям, нарушившим привычное течение жизни. Расставшись много лет назад, они, волею случая, встречаются снова. И недосказанность, терзавшая их всё это время, заканчивается эмоционально-трагическим выплеском для всех персонажей. Мои партнеры — Андрей Мерзликин, Андрей Кузичев и Юрий Ваксман во главе с Евгением Серовым — замечательно передали эту сложнейшую психологическую вязь. Я получила огромное удовольствие от работы с ними, и это было настоящее творчество. Отдельное спасибо хотела бы сказать оператору картины Андрею Найденову, который, несмотря на молодой возраст, является уже признанным и титулованным профессионалом. Интеллигентнейший и тонкий человек, он очень точно передал настроение картины в изображении.

- В жизни с вами происходило что-то подобное?

— Слава Богу, нет. Хотя в моей жизни, как и у любого другого человека, были и радостные, и печальные события. И, конечно же, всё, что происходит, не проходит бесследно, а навсегда остается с нами и накладывает отпечаток на нас и нашу последующую жизнь. Но подобного рода обстоятельств, приведших к столь печальным последствиям, у меня не было.

- Вы снимались в зарубежном кино, у вас даже есть награды. По вашему мнению, какая принципиальная разница существует между нашим кинопроизводством и зарубежным?

— Что касается качества кинопродуктов, европейское кинопроизводство отличается от нашего, причём в лучшую сторону. У нас прекрасные актёры, у нас прекрасные режиссёры. Но... Результат, как правило, оставляет желать лучшего. В первую очередь, мне кажется, это связано с неправильной расстановкой акцентов и приоритетов уже на стадии кинопроизводства. Некоторые производящие компании хотят получить прибыль еще на стадии съемочного процесса, поэтому в реальности кино и ТВ сериалы снимают за меньший бюджет, нежели тот, который заявлен официально. А это не может не сказаться на результате. К тому же существует такое понятие — выработка. Это количество полезных минут, которые нужно снять в день — от 5-6 минут в полном метре до 13, 15, 20 и даже 40 в сериалах, т.е. практически в день снимается серия. Это имеет значение и отражается на работе актеров и режиссеров. К примеру, в советском кино выработка составляла 2-3 минуты, и это давало возможность режиссерам работать с актерами и вникать в то, что они снимают. Сегодня другие темпы - это данность, с которой ты либо пытаешься совладать, либо меняешь профессию.

- Из тех ролей, что вы сыграли, была роль, которая стала роковой для вас?

- Нет. Хотя каждая роль, безусловно, оставляет след в душе и остаётся в сердце либо маленькой радостью, либо маленьким шрамиком. И всё же я стараюсь разделять то, что происходит в профессии, и то, что происходит со мной непосредственно в жизни. Иначе говоря, не смешивать иллюзию и реальность. Самое страшное — заиграться и не заметить того, что с тобой происходит на самом деле.

- Существует мнение, что настоящий актёр — это тот, кто играет в театре, а потом уже в кино. С этой позиции вы можете назвать себя настоящей актрисой?

— Моя театральная карьера началась на сцене легендарного театра "Современник", когда я еще была студенткой второго курса ВТУ им. Б.В.Щукина. Галина Борисовна Волчек пригласила меня в спектакль "Анфиса" на роль младшей сестры Анфисы — Ниночки. Среди моих партнеров была Марина Мстиславовна Неелова, которая играла Анфису, Ольга Дроздова, Авангард Леонтьев, Нина Миллиотти, Рогволд Суховерко, Антон Табаков, Валерий Шальных. Это был один из самых радостных, ответственных и счастливых периодов моей жизни, потому что я училась профессии не только в институте, но и на сцене прославленного театра. И я всегда буду благодарна Галине Борисовне за удивительные и бесценные уроки актерского мастерства, которые она мне преподала. С тех пор я считаю Галину Борисовну своей "крестной мамой" в профессии, хотя, окончив институт, я не попросилась в труппу театра, а предпочла автономное плавание. Я всегда была "кошкой, которая гуляет сама по себе", как у Киплинга. Жизнь в театральной труппе означает, что на первом месте всегда должен быть только театр, а потом уже все остальное. Я не готова к подобной расстановке приоритетов, поэтому не служу ни в одном из репертуарных театров. Тем не менее, у меня есть спектакли, которые я играю и очень люблю. На мой взгляд, актёр без театральной сцены существовать не может. Театр — это профессиональная лаборатория. Кино же относится к актеру потребительски. В роль нужно впрыгивать моментально и за доли секунды уметь аккумулировать перед камерой палитру чувств и эмоций. При сегодняшнем тотальном отсутствии работы режиссеров с актерами, это удается не всем и не всегда. Это печально. Современное производство кино, особенно телевизионного — это, в большинстве случаев, фабрика. Хотя бывает и штучный продукт. И еще: наше современное кино - продюсерское кино. Хорошо это или плохо — судить зрителям. Но на ряду с "фабричным" производством я знаю примеры замечательных творческих союзов наших продюсеров и режиссеров, которые приводят к созданию интересных фильмов. И эти фильмы оказываются успешными не только с профессиональной, но и с коммерческой стороны.

- На Западе ведущую роль тоже играет продюсер?

— В какой-то степени, да. Но продюсеры, которые вкладывают деньги в кино, в первую очередь, думают о зрителе и о том, чтобы конечный продукт был интересен зрителям. Потому что если он не будет интересен зрителям, никто не пойдёт в кино, и они не смогут вернуть потраченные деньги. У нас кто-то об этом задумывается, кто-то нет. Безусловно, хочется хороших сценариев, умных режиссёров и умных продюсеров, которые бы понимали, что экономя на съёмочном процессе, получить хороший результат достаточно сложно.

Ирина, как вы думаете, почему современная молодёжь в большей степени потребляет массовый кинопродукт, который не всегда содержит в себе глубокий смысл?

- Знаете, для меня сегодняшнее кино делится на две категории: "аттракцион" - когда после просмотра практически ничего не помнишь, но ощущения как от американских горок, и "кино" - когда зрительный зал забывает о поп-корне и находится в диалоге с происходящим на экране. И то, и другое направление востребовано, и это замечательно. Главное — сохранять баланс между желанием развлекаться и мыслить. На ТВ — еще интереснее. Современное телевидение ориентированно на рейтинги. Ради рейтинга всё создаётся. Поэтому если скоро начнут резать друг друга на куски в прямом эфире, я не удивлюсь. Соответственно, кинопроизводство, которое существует на каналах, прежде всего, ориентированно на это. Но, к сожалению, рейтинг - это не гарантия развития интеллекта и культуры аудитории. Это проблема. И на сегодняшний день режиссёр должен быть удобен для продюсера. Никому не нужен человек, который будет спорить и отстаивать свою точку зрения. Он должен работать, выдавать в день определённое количество отснятых минут. И хорошо, когда режиссёр и продюсер находятся в творческом тандеме. А если нет, то это сказывается на всех участниках съемочного процесса. А хорошее кино периодически прорывается, но, в основном, это арт-хаусное кино. Хотя я недавно посмотрела замечательную картину, которая не относится к "арт-хаусу" — это "Брестская крепость". И я считаю, что её нужно посмотреть всем. На мой взгляд, это образец хорошего кино, того кино, которое у нас когда-то было, и которое мы потеряли. Я считаю, что "Ночной дозор" в своё время сделал прорыв в нашем кино. После этого фильма зрители поняли, что интересным и захватывающим может быть не только западное кино, но и наше тоже.

— Как вы относитесь к фантастике?

— Фантастика — это прекрасно! В детстве я перечитала огромное количество фантастической литературы — от Лема и братьев Стругацких до Рэя Брэдбери. А сейчас я, наконец-то, снялась в фантастической картине. Мы только закончили два дня назад съёмки. Огромное удовольствие и радость — работать в хорошем материале.

— Как отдыхаете от съёмочного процесса?

— По-разному. В основном я провожу время с семьей, если есть возможность выбираемся куда-нибудь вместе отдохнуть. Если очень устала, то отсыпаюсь. А если я в экспедиции, у меня всегда с собой есть книги. Я очень люблю читать и читаю много.

— Ваша дочь Маша, наверное, мечтает пойти по маминым стопам?

- Нет, она не мечтает стать актрисой. Это стереотип, что ребёнок, выросший в актёрской семье, непременно мечтает стать актером. Безусловно, то, что Маша росла в творческой среде, не прошло для неё бесследно. На сегодняшний день она выбрала для себя другую профессию и учится уже на третьем курсе института. Для меня важно, чтобы мой ребенок был счастлив и в личной, и в профессиональной жизни. А чем она будет заниматься — это её выбор, её жизнь. И я не имею права вмешиваться.

— У вас достаточно независимый метод воспитания. Как вы к этому пришли?

— Мы все — родом из детства. В нашей семье взрослые никогда не считали себя вправе руководить и навязывать собственное мнение. С нами всегда разговаривали, объясняли, что хорошо, что плохо, почему это можно делать, а то делать нельзя. Но всегда за нами оставляли право на собственное мнение и право выбора. Это воспитывает самостоятельность и ответственность. Тем не менее, дети в нашей семье очень четко различали грань между свободой и вседозволенностью, не путая одно с другим. Пока мы маленькие, родители нас оберегают, стараются сделать жизнь как можно более безопасной и комфортной. Но дети быстро вырастают и становятся взрослыми людьми. Если их родители в своё время не приучили к самостоятельности и к умению решать собственные проблемы, делать выбор, то в будущей жизни таким детям будет очень тяжело. В итоге вырастает инфантильный человек, который перебрасывает собственные проблемы на чужую голову и винит в своих неудачах тех, кто рядом с ним, а не себя.

- Совсем немного осталось до наступления Нового года. У вас есть какое-то особое отношение к этому празднику?

— Я всегда встречаю Новый год дома. Самый радостный Новый год - это тот, который ты встречаешь в детстве. Это истинное и искреннее ожидание чуда! Когда ты взрослый, праздник приобретает другие краски. С одной стороны, это ещё один прожитый год. А с другой, - это новые надежды, новая дверь, открывающая следующий этап жизни. И каждый из нас надеется, что он будет лучше и интереснее, чем предыдущий. Ну, в крайнем случае, не хуже! Ты понимаешь, что получаешь больше радости от того, когда даришь подарки, нежели когда получаешь. Хотя и получать подарки приятно! Ты понимаешь, что всё, для чего живёшь, - это твоя семья. А жизнь очень быстро проходит. Когда ты молод, кажется, что она бесконечна. И если в детстве время тянется дольше, то чем старше становишься, тем быстрее несётся время. Не успеваешь оглянуться, как один Новый год закончился и уже приближается следующий. Жизнь превращается в калейдоскоп. Задумываться об этом я начала очень рано, еще ребенком, и рада этому. Я рано научилась ценить те мгновения жизни, которые проходят, и благодарить и за хорошее, и за плохое. Потому что в любом случае - это уроки, проходя которые, мы извлекаем опыт. Вся жизнь — огромный урок. И очень важно в какой-то момент перестать тратить жизнь на негатив, потому что можно не заметить, как она заканчивается, а ты настолько концентрировался на том плохом, что происходит, что даже не успел порадоваться тому хорошему, что было в жизни. А оно было! Я приучила себя за всё говорить "спасибо".

7513
facebook
Нажмите «Нравится»,
чтобы читать Relax.ru в Facebook
 Top