Рейф Файнс: "У Шекспира нередки эротические моменты"

Просмотр списком

На Берлинском фестивале состоялась премьера фильма Рейфа Файнса "Кориолан". Британский актер, снимавшийся в таких знаменитый лентах, как "Английский пациент", "Список Шиндлера", "Конец романа", "Преданный садовник", а также сериал о Гарри Поттере (в образе Волан-де-Морта) — решил попробовать себя в режиссуре. Для дебюта Файнс выбрал пьесу Шекспира о римском военачальнике, который не сумел стать политиком — потому что не желал заискивать перед народом ради голосов избирателей. Тема оказалась актуальной, тем более что Рейф Файнс перенес действие "Кориолана" в наши дни. После премьеры Рейф Файнс ответил на вопросы журналистов, среди которых был и наш корреспондент.

Рейф Файнс: "У Шекспира нередки эротические моменты"

Условным Римом стал город Белград, где проходили съемки. Военные обмундированы и оснащены, будто натовский контингент в какой-нибудь горячей точке. На патрициях и народных трибунах — деловые костюмы, а римские граждане протестуют на улицах и требуют у властей хлеба примерно так же, как показывают сегодня в новостях из Северной Африки. Файнс сам исполнил в фильме заглавную роль. Ванесса Редгрейв, сыгравшая мать Кориолана, и Джерард Батлер, воплотивший его главного врага, — приехали представить фильм на Берлинале вместе с режиссером.

— 10 лет назад вы уже играли Кориолана в театре. Что побудило вас адаптировать это произведение Шекспира для кино?

- С тех пор, как я это сыграл, пьеса меня не отпускала. Я чувствовал, что в этом герое еще не все сказано, не все открыто. Мне казалось, внутренний драйв этой истории можно удачно адаптировать для фильма, несмотря на то, что текст весьма сложный и насыщенный. И я стал думать, как развить эту идею. Тут важно помнить, что в театре публика наблюдает события с некоторой дистанции, а в кино она вовлечена в происходящее куда больше. И еще, мне не хотелось делать такую... пыльную музейную драму. Исторические костюмы немного отвлекают от сути действия.

— И вы решили историю осовременить?

— Баз Лурман в фильме "Ромео+Джульетта" продемонстрировал, что язык Шекспира прекрасно звучит в современном антураже. Думаю, если бы Шекспир жил в наши дни, то легко писал бы для кино. Мы со сценаристом прошлись по Шекспиру, выбирая, какие детали подойдут для кино, а какие придется отбросить. Отказались от громоздких, чересчур сложных пассажей, но оставили все важное: было бы неправильным выпотрошить из этой истории все ударные и жесткие моменты.

Рейф Файнс:"У Шекспира нередки эротические моменты"

- Ваш фильм начинается с народных протестов, словно взятых из сюжетов новостей. И многие вопросы из "Кориолана" звучат актуально: должны ли военные идти в политику, почему народ не выказывает уважения ветеранам, сражавшимся за их страну, — но однозначных ответов не дается.

- Полагаю, миссия шекспировских произведений — это провоцировать на раздумья, ставить вопросы, а ответить на них для себя предстоит уже зрителю. Пока я обдумывал постановку, не переставал замечать, какие конфликты происходят вокруг в мире. И как ведут себя военные и политики. Наблюдал, как случился экономический кризис. И становилось очевидно, что шекспировские страсти как-то перекликаются с состоянием современного общества. Для меня это во многом фильм о том, как сложно порой разобраться в противоречиях и принять верное решение — особенно человеку, наделенному властью или рискующему потерять ее.

— Ваш Кориолан находит куда больше понимания и уважения не у "своих", а у врагов. В частности, у персонажа Джерарда Батлера, с которым ваш герой воюет. Глядя на ваши поединки, в какой-то момент кажется, что рукопашная перейдет в объятия. Как вы объясните это взаимное притяжение между противниками?

— Что ж удивительного, что двое воинов, примерно равных по силе и мужеству, восхищаются друг другом? Они из противоборствующих лагерей, но их многое объединяет. Каждый из них может сказать себе: если бы я не был бы собой, я бы хотел быть им. Вообще, надо сказать, в шекспировских историях нередки подобные "эротические" моменты. Ведь битва, как и любовь, — подразумевает физический контакт.

Рейф Файнс:"У Шекспира нередки эротические моменты"

— Каково было вам, начинающему режиссеру, работать с такими корифеями, как Ванесса Редгрейв?

- Лучшие моменты из моего актерского опыта — это когда режиссер спрашивал, что я сам думаю про своего персонажа, как это можно сыграть. Делая свое кино, я старался соединить идеи, привнесенные всеми участниками съемок. Отношения сына и матери — стержень истории. И хотя многие из группы у нас смотрели на Ванессу с пиететом, затаив дыхание, как на легенду, сама актриса подчеркивала, как важно сотрудничество, умение слышать партнера.

- Понравилась ли вам режиссерская стезя? Может, есть желание поставить еще какую-нибудь шекспировскую пьесу?

— Да, похоже, я увлекся и не прочь продолжить. Когда еще и сам играешь главную роль, переход к режиссуре получается более органичным. А из Шекспира, думаю, взялся бы за "Антония и Клеопатру". Помимо того, что это сама по себе великолепная любовная история, она еще и очень киногенична.

9708
facebook
Нажмите «Нравится»,
чтобы читать Relax.ru в Facebook
 Top