Кто создает реальность

Женсовет tata мпать 17.02.2011 12:38
Просмотр списком

Все праздники и каникулы позади, на улице морозы, значит, наступило время настоящего чтения – серьезного, вдумчивого, если хотите, обстоятельного. Значит, поговорим о настоящей литературе.

Кто создает реальность

Джонатан Коу. «Невероятная частная жизнь Максвелла Сима». — М.: «Фантом Пресс», 2010.

Вы уже вступили в «Клуб ракалий»? И побывали в «Доме сна»? Ответившие «да» — в теме. Они следят за каждой новой книгой этого автора. Для всех остальных: Джонатан Коу — один из наиболее известных современных британских писателей, лауреат всех престижных премий, переведен на множество языков, огромные тиражи, словом, все, что полагается, если к фамилии часто добавляют определение «живой классик».

«Невероятная частная жизнь Максвелла Сима» — роман удивительный. Помните набоковского фокусника? Применительно к книге, о которой идет речь, этим фокусником оказывается сам Джонатан Коу. Неспешное, изобилующее деталями повествование затягивает, не дает возможности оторваться. Иногда кажется, что Коу над нами смеется. Ведь его Максвелл Сим нелеп, смешон, но уж очень трагически смешон. И о нем ли — человеке без цели, без друзей, без будущего — на самом деле написан роман?

В какой-то момент книга превращается в авантюрный роман о яхтсмене-одиночке Дональде Кроухерсте. Его кругосветное путешествие, оказавшееся колоссальной мистификацией, затем таинственное исчезновение... Стоп! Забыли о неудачливом мореплавателе. Сейчас мы читаем полный постыдных тайн роман об отце Максвелла Сима.

А китаянка с дочкой? Помните, в самом начале они сидели в ресторане? Не сомневайтесь, и это ружье в третьем акте обязано выстрелить. И вот оно — уже почти все ясно!

Но буквально на самой последней странице оказывается, что Джонатан Коу нас обманул. Впрочем, это не обман. Это настоящая литература, где реальность принадлежит автору. Очень талантливому.

Лукьяненко Сергей. «Непоседа». — М.: АСТ, 2011

«Непоседу» нельзя читать как самостоятельное произведение, «Непоседа» это продолжение романа «Недотепа» — о нелепом вроде бы мальчишке, который оказывается отличным волшебником. Да-да, все верно, как всегда совершенно обыкновенный ребенок обнаруживает в себе опасный потенциал, который ему помогают развить страшные приключения, добрые наставники и, конечно, любовь. Однако если в «Недотепе» был конфликт — из гадкого утенка главный герой превращался в лебедя, то «Непоседа» получился каким-то уж очень беззубым. При всей отчаянной попытке Лукьяненко высказать в книге свои политические взгляды. Получилось как-то странно — страшный-престрашный тиран на поверку оказался неплохим, но очень закомплексованным парнем, добрый-предоборый правитель не таким уж добрым, а вполне себе строгим. А добро оказалось совершенно обезоружено перед лицом такого вот конфликта понятий. Книга изобилует красочными пейзажами, узнаваемыми характерами, доброжелательными драконами и хитрыми людьми Востока. Герою — мальчику Триксу Солье — предстоит спасти мир от могущественного волшебника, который собирается захватить все страны и континенты. С помощью драконов, ассасинов и волшебной метлы Трикс вполне себе справится с поставленной задачей.

Очевидная заслуга Лукьяненко в том, что «Непоседа» — находка для кинематографистов. Автор прописывает каждую деталь и каждый поворот сюжета с дотошностью сценаристов. Причем сценаристов голливудских — которые ради красивой картинки могут порой пожертвовать логикой развития событий. Впрочем, «Непоседа» и не претендует на место в истории мировой психологической литературы. А вот с точки зрения очередной фэнтезийной сказки о том, как добро побеждает зло (пусть даже зло просто само сбежало, сконфузившись), это вполне приятное чтиво.

Кто создает реальность
8006
facebook
Нажмите «Нравится»,
чтобы читать Relax.ru в Facebook
 Top