Кино впадает в детство

Просмотр списком

В прокат выходит "Перемотка" Мишеля Гондри — режиссера, чье имя связывают с волной "нового инфантилизма" в современном кинематографе.

Кино впадает в детство

На самом деле, кинематограф с самого начала его истории качало между реальностью и волшебной забавой. Началось все с люмьеровского "Прибытия поезда", увидев который зрители в ужасе ломанулись из зала. Но вслед за Люмьерами пришел великий фантазер и кудесник Жорж Мельес, который сооружал в своей студии картонные декорации, запускал людей в бумажной ракете на пластилиновую Луну, — одним словом, превратил кинематограф в подобие захватывающего детского аттракциона.

Кино впадает в детство

Режиссеры ХХ века предпочитали проторенную люмьеровскою дорожку, имитируя иллюзию реальности — даже когда речь шла о фантастических фильмах. Закрывали столетие потрясшие воображение блокбастеры: реакция зрителей на топающую Годзиллу, грозящую вывалиться с экрана в пространство кинозала, была сродни той, что испытали люди на заре кинематографа, увидев прибывающий паровоз.

Первой ласточкой, ознаменовавшей наступление новой эры, стала инфантильная француженка Амели. В картине Жан-Пьера Жене путешествовали садовые гномы, раскрывались детские тайники-коробочки, разговаривали светильники-свинки, а вполне взрослые люди развлекались словно детсадовцы.

Кино впадает в детство
Изменился даже такой консервативный жанр как голливудская мелодрама. Героиней нового времени стала не длинноногая и предприимчивая красотка, а пухлощекая Бриджит Джонс с ее розовыми пижамами в сердечко, ушастыми шапками-мишками и подростковыми представлениями о любви.
Кино впадает в детство

Американский волшебник Тим Бертон в новом веке перекочевал из разряда маргиналов в самый что ни на есть новый мейнстрим. В фильме "Чарли и шоколадная фабрика", взяв за основу сюжет детской книжки, он переплюнул сам себя. Многомиллионный бюджет был потрачен на сооружение шоколадных рек и карамельных берегов, а целая бригада дрессировщиков трудилась над обучением сотни живых белок, которые должны были синхронно щелкать орешки в кадре и артистично вертеть пушистыми хвостами. Того же эффекта можно было добиться при помощи компьютера, но тенденцией нового кинематографа стала мельсовская "рукотворность". Которая и стала альтернативой имитационным 3D технологиям.

Мишель Гондри — бывший художник, бывший барабанщик, бывший клипмейкер (в том числе - автор клипов Бьорк) и рьяный сторонник "кинематографа чудес" - самый активный продолжатель дела Мельеса и Жене. В его первом фильме "Вечное сияние чистого разума" некая фирма под названием "Лакуна" стирала из памяти клиентов нежелательные воспоминания. Его герои, подобно детям, в одночасье забывали вчерашние проблемы, чтобы начать новый день в новых обстоятельствах и с новым партнером.

Кино впадает в детство
Герой его следующего фильма, "Наука сна", настолько увлекается сновидениями, что не может отличить реальность от ночных грез. Путаясь в своих снах, он неустанно экспериментирует с комиксами и доморощенной анимацией. Пространство всего фильма напоминает детскую, заваленную разноцветным и разнородным хламом — картонными машинками, меховыми ушами, плюшевыми лошадками, цветным целлофаном и бумажными корабликами. Крохотная парижская квартирка героя с детской кроватью посередине создана для того, чтобы почувствовать себя ребенком. По небу плывут ватные облака, весь мир представляется в виде разноцветного комикса, соседка по лестничной площадке оказывается принцессой из волшебной сказки, а романтические отношения напоминают кукольный мультфильм, герои которого убегают от реальности, оседлав хромого игрушечного коня.
Кино впадает в детство

В своем новом фильме, "Перемотка", Гондри прохаживается по Голливуду с его стереотипами. Согласно сюжету, некий безбашенный ипохондрик, одержимый ненавистью к монстру близлежащей электростанции, оказывается жертвой собственных фантазий. У него в буквальном смысле намагничивается мозг и, зайдя в видеомагазин своего приятеля, он стирает содержимое всех кассет. Вместо того чтобы затариться на ближайшем оптовом складе новыми кассетами (или поступить "по-взрослому" и поменять их на "продвинутые" DVD-диски),

Кино впадает в детство
герои решают сами переснять всю классику мирового кино. В том числе такие дорогостоящие феерии, как "Робокоп" и "Охотники за привидениями". Вместо дорогостоящих спецэффектов используются подручные средства из ассортимента соседней помойки — газовые баллоны, металлические трубы, гнутая проволока. А сложные перипетии голливудских блокбастеров, как правило, сводятся к одному простому и незамысловатому образу.
Кино впадает в детство

У героев "Перемотки" детство играет в одном месте еще интенсивнее, чем у персонажей "Науки сна". Они похожи на слетевших с катушек мальчишек, играющих в "Терминатора" на соседнем пустыре. Гондри, с одной стороны, откровенно стебется над Голливудом с его миллионными бюджетами, демонстрируя экономный вариант того же продукта, который выглядит ничуть не хуже. А с другой, напоминает всем, что современное жанровое кино, по сути, очень простая и незатейливая забава, логику которой можно свести к картинкам комикса и объяснить в двух словах.

Кино впадает в детство
Кино впадает в детство
Кино впадает в детство
1429
facebook
Нажмите «Нравится»,
чтобы читать Relax.ru в Facebook
 Top