"Машина времени" повернула назад

Просмотр списком

В Инженерном корпусе Третьяковки открылась выставка "Анатомия памяти". Этот камерный музейный показ проходит, скорее, по разряду событий столичной светской жизни. Потому что авторами двенадцати представленных крупноформатных холстов являются питерский художник Андрей Белле и музыкант Андрей Макаревич.

"Машина времени" повернула назад

Давнего выпускника столичного Архитектурного института и лидера группы "Машина времени" вряд ли нужно специально представлять читательницам и читателям нашего сайта. Только в этот раз преодоление времени происходит не самым привычным способом; зато наглядно.

В одном из простенков между окнами, свет из которых мягко освещает выгнутую полукругом стену, на которой фризом экспонируются пронумерованные и аккуратно подписанные холсты (питерский автор непременно выводит фамилию полностью, московский — только ставит инициалы), вывешен текст за подписью Макаревича. "Время недоступно нашему пониманию. Потому что оно необратимо. И оно делает необратимым все, к чему прикасается, — раздумчиво сообщает музыкант-художник. — Время — дорога в одну сторону!" Дальше следует пассаж о меняющемся во времени статусе искусства светописи, как прежде именовали фотографию. "Фотокамера сегодня превратилась в приложение к телефону, фотографирование — в милую домашнюю забаву, — пишет Макаревич. — А сто лет назад это было чудо, священнодействие. И человек шел к фотокамере как на исповедь".

Тут самое время пояснить, что, собственно, представляет собой цикл"Анатомия памяти". В основу почти обесцвеченных, покрытых декоративной патиной изображений положены старые — что называется: "дооктябрьские" — фотопортреты, перенесенные на холст с помощью кисти.

Томная дама смотрит в объектив провинциального фотографа, бородатый обыватель позирует для семейного архива, двое солдатиков времен Первой мировой войны сфотографировались на фоне рисованного задника.

В некоторых случаях воспроизведены адреса мастерских, откуда происходят вдохновлявшие авторов экспозиции первоисточники: дом №9 на Дерибасовской улице в Одессе, дом №18 на Садовой улице в Санкт-Петербурге...

По легенде, сопровождающей нынешнюю выставку, в одной из гастрольных поездок к Макаревичу попал целый чемодан фотографий начала ХХ века. "По какой-то причине их, видимо, не разобрали из фотоателье, — рассказывает автор "Солнечного острова" и "Поворота". — Может, из-за того, что революция грянула... Но в них было такое ощущение времени, что нам захотелось над этим ощущением поработать и его усилить".

Эмоциональная мощь старых черно-белых снимков давно известна и не нуждается в доказательствах. Нельзя, впрочем, не сказать, что Белле и Макаревич отнюдь не первооткрыватели живописного стиля, опасно приближающегося к салонному — то есть заведомо приятному публике во всех отношениях — искусству. Этим путем несколько десятилетий назад уже прошли и Юрий Куперман, и Борис Заборов...

Третьяковская галерея (Лаврушинский пер, д.10): до 25 мая

"Машина времени" повернула назад
"Машина времени" повернула назад
"Машина времени" повернула назад
"Машина времени" повернула назад
4330
facebook
Нажмите «Нравится»,
чтобы читать Relax.ru в Facebook
 Top