Князь шестидесятник Выставка Иллариона Голицына

Просмотр списком

Этот вернисаж персональной выставки, первой после трагической кончины виновника нынешнего торжества, мог бы попасть в какую-нибудь книгу рекордов — речи в душном академическом зале по случаю открытия ретроспективы работ Иллариона Голицына длились более полутора часов. Весной 2007 года известный московский график и живописец, действительный член Российской Академии художеств, народный художник России, лауреат Государственной премии Илларион Владимирович погиб в Москве под колесами автомобиля.

Князь шестидесятник Выставка Иллариона Голицына

Пока пришедшие вовремя томились от выступлений, опоздавшие — а их тоже было изрядно — в отведенный для речей и воспоминаний зал не попали и успели осмотреть экспозицию: от ранних гравюр 1960-х годов до недавних живописных холстов и совсем уж беспримерных голицынских акварелей на трехмерных светлых известняковых глыбах. Голицын — уникальная фигура в московском арт-контексте, люди самых разных эстетических пристрастий и возрастов всегда относились к нему с уважением, даже если кому-то его произведения казались чересчур уж вневременными. Увлеченный проблемами творчества Голицын не очень-то брал в расчет моду и так называемую актуальность. Художник, не доживший пары месяцев до своего 79-летия, поступил в Строгановское художественно-промышленное училище (в те годы — "бывшее") сразу после войны. Он учился на отделении оформления интерьера, после завершения учебы даже занимался интерьерами волжских судов. В 1950-е Голицын вошел в круг графика Владимира Фаворского, увлекся линогравюрой. Энергичный и лаконичный штрих, нанесенный резцом, — один из фирменных голицынских приемов, поставивших молодого автора в ряды "шестидесятников", создававших новое искусство хрущевской "оттепели". Автопортреты, пейзажи, будни пригорода или память о предках, живущая в интерьерах легендарного Красного дома в Новогиреево — темы его негромкого искусства, чрезвычайно ценимого не за нарочитую бодрость и "многозначительность" сюжетов, но за мастерство исполнения.

История дома-коммуны на нынешней Новогиреевской улице, откуда Голицын отправился навстречу случайной гибели, начиналась в конце 1930-х. Моссовет выделил группе художников загородный участок под строительство творческой мастерской: рабочие помещения на первом этаже, жилье на втором. После войны скульптор Иван Ефимов, бывший одним из застройщиков, укрепил на крыше фигуру кричащего петуха из прорезного железа. Голицын объявился в Красном доме, женившись на внучке Ефимовых Наташе. Интерьеры дома-коммуны не раз возникали в его рисунках, холстах и акварелях, написанные в разные десятилетия. Есть они и на нынешней выставке. В Новогиреево он хранил творческое наследие отца — художника и путешественника Владимира Голицына: накануне войны жизнь этого потомка знаменитых родов Голицыных и Лопухиных после четырех арестов трагически завершилась в колонии города Свияжска. Там же, на Новогиреевской улице, "штучного" художника Голицына насмерть сбила машина. Нам остались его работы и память.

Выставочные залы Российской академии художеств: Илларион Голицын. До 15 июня

8872
facebook
Нажмите «Нравится»,
чтобы читать Relax.ru в Facebook
 Top