Меч и душа самурая

Просмотр списком

В музеях московского Кремля открылась выставка "Cамураи. Сокровища воинской знати Японии". Более 70 экспонатов прибыло на выставку из собрания Токийского Национального музея.

Меч и душа самурая

Выставка стала продолжением цикла "Королевские и императорские сокровищницы в Московском Кремле", который начался в 2004 году экспозицией "Сокровища французской Короны" из собрания Лувра. В этом же цикле были выставки из венского Музея истории искусств, дрезденских Зеленых Сводов, Государственного Эрмитажа и пекинского Музея императорского дворца.

Японская экспозиция готовилась четыре года, что неудивительно ввиду глубочайшего почтения, которое японцы испытывают ко многим приехавшим экспонатам. Среди привезенного есть вещи, носящие статус Национального сокровища или Предмета культурного наследия особой важности.

Слово "сокровище" на этой выставке имеет несколько другое значение, чем в случае показа королевских богатств из Западной Европы. Здесь не увидеть оружия, густо обсыпанного драгоценными камнями и ставящего музейщиков в тупик вопросом, где его экспонировать: в Алмазном фонде или Оружейной палате. Украшения, безусловно, и в самурайской культуре находили себе место. Например, главнейшие экспонаты нынешней выставки сменили на своем веку немало украшений, у некоторых был богатый набор аксессуаров: для тяжелой работы, для праздника, для приема во дворце. Речь идет о самурайских мечах.

Среди приехавших на выставку клинков есть самый старый из сохранившихся в Японии мечей. Это меч тати мастера Яцусуна, созданный в XI веке. Неподалеку демонстрируется меч тати мастера Сукэдзане (XIII в.), принадлежавший в свое время знаменитому самурайскому клану Токугава.

Банальности, подобные выражению "меч — душа самурая", растиражированы и расползлись по закоулкам западной культуры вроде экзотических открыток, где изображение яркое и притягательное, но непонятное и глубинно чуждое.

Лучшие японские мечи носили имена своих создателей или владельцев. Этот обычай - давать холодному оружию имена — знаком, впрочем, и европейской традиции, но подобного пиетета к заточенным кускам стали не было ни в одной культуре. Возможно, потому, что японский меч — это произведение кузнечного искусства. Ведь ремеслом такую работу не назовешь: лучшие мечи ковались месяцами. Мастер расплющивал металлический пруток в тонкую фольгу, перегибал ее, снова расплющивал и перегибал... В итоге клинок состоял из десятков тысяч слоев стали, причем неоднородных слоев, что давало дополнительную гибкость и остроту — твердая сталь чередовалась с мягкой. Заточка и полировка занимали еще один-два месяца, причем последнюю полировку мастер делал подушечками пальцев. Клинок мог иметь набор сменных рукоятей, ножен и цуб (гард). Среди создателей этих аксессуаров тоже были легендарные мастера, но главная красота меча заключалась в совершенстве самого клинка и его убийственной эффективности. А украшение, которым принято любоваться в таком изделии, узор на стали, оставшийся после закалки.

Большинство экспонатов выставки принадлежит эпохе Эдо, времени правления клана Токугава, когда столица переместилась в город Эдо, нынешний Токио. Именно этот период стал временем стабильности и укрепления Японии после долгих междоусобных войн. Самураи занимались буддийскими практиками, наслаждались чайной церемонией, созерцали сады камней, поддерживали театр Но. Только своим прямым делом — защитой вассала — практически не занимались, поскольку последнее крупное сражение произошло в самом начале правления Токугава, а остальные века прошли в относительно мирном сосуществовании разных кланов. Кстати, это последнее сражение было подавлением крупного христианского восстания на полуострове Симабара. Период Эдо, помимо прочего, был славен политикой сакоку, что переводится как "страна на замке". В это время только с Китаем и Голландией у Японии были внешние отношения.

В Успенской звоннице показывают оружие и доспехи самураев, а в Одностолпной палате Патриаршего дворца — предметы быта и культуры воинской знати, а также жен самураев. Именно здесь разместились продукты мирного существования периода Эдо — предметы чайной церемонии, расписные ширмы, маски и одеяния театра Но, лаковые коробочки для медикаментов, косметические наборы и прочее. Посетителям обещают разъснять, как правильно чернить зубы согласно женской моде в знатных домах средневековой Японии.

Cамураи. Сокровища воинской знати Японии: Кремль, Успенский собор - до 16 июля

Меч и душа самурая
Меч и душа самурая
Меч и душа самурая
Меч и душа самурая
Меч и душа самурая
8726
facebook
Нажмите «Нравится»,
чтобы читать Relax.ru в Facebook
 Top