Нури Бильге Джейлан: снимаю кино для себя

Просмотр списком

Нури Бильге Джейлан, чей дебют "Отчуждение" несколько лет назад получил один из главных призов в Канне и чья вторая картина "Времена года" успела стать культовой, появился на Лазурном берегу в третий раз — с новым фильмом "Три обезьяны". За эту работу Джейлан получил приз как лучший режиссер Канна-61.

Нури Бильге Джейлан: снимаю кино для себя

Перед началом фестиваля агент "лучшего режиссера" предупредила меня, что Джейлан терпеть не может давать интервью, и все же посоветовала попытать счастья. Я попытала.

— Господин Джейлан, меня предупреждали, что вы ненавидите интервью...

— Ну, не то чтобы "ненавижу", но недолюбливаю, это точно. Все, что я хотел сказать, я уже сказал, и если вы видели фильм, то добавить мне, собственно, нечего...

— В таком случае и профессия критика не нужна — пусть зрители сами разберутся, что к чему и что почем...

— Да нет, почему же, нужна, наверное, всегда интересно почитать чужое мнение, и потом, возможно, критик найдет в твоем фильме то, чего ты сам там не видишь...

— Если вам интересно, то могу сказать, что нашла в вашем фильме одну новую вещь: раньше вы рассказывали истории как бы изнутри, исходя из собственного опыта, повествуя о кризисе в среде интеллигенции, теперь же смотрите на мир с другой стороны, рассказывая о "посторонних" людях — из другой среды.

— Интересное наблюдение. Мне это в голову не приходило. Возможно, потому, что я не отделяю себя от других людей — кризис может поразить и самого простого человека, и человека размышляющего. Перед лицом опасности, несчастья, горя, распада семьи все мы — интеллигенты и не интеллигенты — ведем себя примерно одинаково. Однако, если вы это заметили, возможно, я не так глубоко вторгся в жизнь своих героев. М-да...

— Почему фильм называется "Три обезьяны"? Тут одна девушка подслушала разговор критиков, один из которых утверждает, что в фильме действительно сняты дрессированные обезьяны. Я, во всяком случае, никаких таких обезьян не заметила.

— Этот критик либо смеется, либо просто не видел фильма. Название фильма отсылает к японской притче о трех обезьянах, одна из которых не хочет ничего видеть, другая — слышать, третья — разговаривать. Как три моих героя — муж не хочет видеть измены жены, хотя догадывается о ней, сын не хочет никому об этом рассказывать, жена, упоенная своими чувствами к другому, не хочет ничего замечать.

— Сложный ассоциативный ход. Однако мне показалось, что даже не сюжет — главное в вашем фильме. Критики уже написали, что картина настолько прекрасна изобразительно, что каждый кадр можно вставлять в рамку. Не говоря уже о виртуозной игре актеров.

— Спасибо на добром слове. Возможно, мои актеры играют так хорошо потому, что я долго-долго, мучительно долго "прорабатываю" для них биографию героев. Сидим мы с моими ребятами, иногда с женой Ибру, и сочиняем, что с ними было до и что будет после. Мне так хочется, чтобы герои были живыми, а не придуманными, что я готов часами, днями, неделями сочинять для них всякие ситуации. Потом, когда я все это им рассказываю, они, наверное, и вправду как-то так влезают в шкуру своих персонажей, что последние кажутся живыми.

— Ну, за изображение отвечает оператор?

— В какой-то степени. На самом деле у меня все под контролем: я все время слежу за ситуацией, на всех этапах - держу руку на пульсе.

— Коммерческая составляющая при этом вас не интересует?

— Абсолютно. Ни в малейшей степени. Я снимаю за небольшие деньги, которые мне не нужно "отбивать" потом в прокате.

— Вы, выходит, равнодушны к зрителю?

— Всякий художник снимает прежде всего для себя, не думая ни о каком интерактиве, ни об окружающих. Иначе это будет не искусство, а аттракцион.

— Тарковский, кажется, думал точно так же. Кроме того, я знаю, это ваш кумир?

— Да, в свое время его фильмы меня поразили в самое сердце, иначе не скажешь. Особенно "Зеркало". Возможно, именно Тарковский подвигнул меня на то, чтобы стать режиссером.

— И не только вас — Ларса фон Триера, Карлоса Рейгадаса.

— Да, его влияние и значение трудно переоценить. Со временем он не "устаревает", его фильмы наполняются все большим и большим смыслом. Его вселенная как бы ширится и ширится. Это удивительный феномен.

— Поскольку я из России, слышать это вдвойне приятно.

5718
facebook
Нажмите «Нравится»,
чтобы читать Relax.ru в Facebook
 Top