Нюша из Истры

Просмотр списком

В столицу, в залы Галереи Зураба Церетели, расположенной по соседству с Академией художеств на Пречистенке, прибыла художественная коллекция "Нового Иерусалима". Так называется историко-архитектурный и художественный музей, расположенный в подмосковном городе Истра.

Нюша из Истры

Немного найдется подобных собраний — на память приходит разве только легендарная коллекция "пропущенного" отечественного искусства середины ХХ столетия, которая обитает в каракалпакском Нукусе, ставшем для нас теперь самой настоящей заграницей. Работы художников советского времени, сторонившихся официального соцреализма, по прошествии времени вызывают все больший интерес исследователей и коллекционеров. Истринский музей известен гениальным предчувствием этого интереса: в его фондах находятся первоклассные произведения десятков авторов, чье значение и масштаб осознаются частными собирателями лишь в последние годы. Александр Шевченко, Александр Волков, Роберт Фальк, Ольга Соколова, Дора Гуревич, Владимир Вейсберг, Юрий Ларин...

Первой музейщики купили картину молодой и малоизвестной в ту пору Натальи Нестеровой. Забавно: во второй половине "застойных" брежневских 1970-х годов все эти сокровища попали в "Новый Иерусалим" именно потому, что стоили недорого, а все, что обходилось дешевле пятисот советских рублей, музей мог приобретать самостоятельно, не спрашивая разрешения на минкультовском верху. Группа выпускников столичного университета в 1977 году решила определить стратегию своего собирательства, в первую очередь, как реализуемый интерес к художникам, недополучившим признания или просто известности на фоне пафосных официозных экспозиций советской поры. Портреты, пейзажи, жанровые сцены, натюрморты адресованы их авторами не "советскому человеку" вообще, но каждому зрителю в отдельности. Вместе же произведения сложились в контекст, если можно так выразиться, частного искусства, в сумме описывающий реальную жизнь наших соотечественников на протяжении завершившегося столетия. Музейное собрание и нынешняя выставка позволяют проследить изменения художественного языка, в первую очередь, московского изобразительного искусства из десятилетия в десятилетие.

Биографии представленных авторов переплетены с жизнью страны, которая прежде именовалась Советским Союзом. На обложке каталога, представляющего истринскую коллекцию, воспроизведена "Нюша" (1926) Доры Гуревич. Автор этого женского портрета, неизбежно вызывающего ассоциации с "Девушкой в футболке" Александра Самохвалова и "Делегаткой" Георгия Ряжского, родилась в Харькове в 1904-м. На Украине прошли ее детство и юность, там же начались первые занятия рисунком. В 1919-м Гуревич впервые участвовала в самой настоящей выставке, через год — начала учиться в художественном техникуме (где, кстати, тогда преподавала одна из учениц самого Родена). В 1925-1926 годах Дора Гуревич была практиканткой исследовательского Формально-теоретического отдела Музея художественной культуры в Петрограде под руководством Казимира Малевича. А в 1927-м молодая художница перебралась в Москву и попала в круг воспитанников Владимира Фаворского.

В годы войны ей довелось работать в театре, занимаясь росписью костюмов; до 1972 года Дора Ефимовна трудилась в Музыкальном театре имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. Лишь выйдя на пенсию, она смогла вновь посвятить себя станковому искусству. Обходя залы выставки и разглядывая ее экспонаты, понимаешь, что исчерпывающая история искусства нашей страны ХХ столетия все еще не написана.

"Галерея Зураба Церетели": "ХХ век русского искусства". 27 мая — 27 июля

8800
facebook
Нажмите «Нравится»,
чтобы читать Relax.ru в Facebook
 Top