Плавучий остров Шона и Хью

Просмотр списком

"В свободном плавании" Хью Хьюза на фестивале "Эдинбургский фриндж".

Плавучий остров Шона и Хью

Первое из представлений эдинбургских "беспризорников" дал валлиец Хью Хьюз, а придумал его комик Шон Дейл-Джонс. Хью и Шон — это, вообще-то, один и тот же человек, только он сам не всегда уверен в том, кто он в данный момент — Шон или Хью. На его спектакле "В свободном плавании" зрителям выдают подшивку старых журналов, коробочку диаскопа, в которой живет бабушка героя, и бесконечно долго третируют тех, кто опоздал или у кого запиликал предательский телефон. С любезной и даже участливой гримаской таких преступных зрителей выставляют на посмешище, подробно интересуясь, все ли у них в порядке, как поживают их мама-папа-сын-собака...

Всему этому глумлению отведено специальное отделение спектакля, которое называется "Вступление". Во "Вступлении" Хью Хьюз и его помощница Шинейд знакомят с картой спектакля, и тут оказывается, что это "свободное плавание" происходит строго по расписанию. У него есть "Начало", "Середина" и "Конец", к тому же в "Конце" заготовлены "Выводы". Кроме того, Хью, или Шон, совершенно в гринуэевском духе снабжает спектакль графиками, статистическими сводками, словарными статьями, географическими картами, чтобы убедить публику в том, что где-то у берегов Шотландии в самом деле существует остров Англси, который однажды оторвался от соединяющего его с материком моста и, обогнув шар, вернулся на прежнее место.

Все это смахивает на мокьюментари, модный жанр, который прилежно имитирует документальность. "Плавание" — как раз такая тщательная реконструкция события, которое в реальности никогда не происходило. Все, что Хьюз (кстати, его амплуа известный театральный критик Дэвид Адамс определил как "ненадежный рассказчик") излагает зрителям про отколовшийся остров, лишь отчасти смешная пародия на политический сепаратизм.

Из нелепого нагромождения деталей — от плана дома, где родился Хьюз и где на крыльце сидела бабушка, а потом умерла, до видеопроекций, сообщающих глубину Атлантики, - рождается лирический герой. Он стряхивает с себя паутину фактов, поскольку памяти до фактов дела мало, и разбирается со своим прошлым, с тем, как устроено воспоминание. Даже если это воспоминание всего об одном коротком шаге, сделанном с родного острова прочь — на мост, ведущий в долгую и разную жизнь. Все это, безусловно, имеет смысл видеть и слышать — как звучит трехметровое название городка в Уэльсе, когда его поют урожденные валлийцы, как странно валлийское произношение преображает слово "brilliant" — оно начинает походить на наше бранное из пяти букв. Кстати, для многих осталось загадкой, почему это шотландский комик так часто бранится по-русски. А он и не бранился, а совсем наоборот...

Хью, или Шон, показывает микротеатр, то есть такой, где самые мелкие мелочи перестают быть таковыми, потому что пережиты на сцене в масштабе тридцать к одному. И уж если мост в спектакле рушится, то в любом ряду можно испытать это ощущение серого, зеленого и тяжелого. "Мы хотим разделить с вами воспоминание о том, как рушился мост", и публика закрывает глаза или разглядывает бабушку в диаскопе, поет, летит над водой вместе с островом на птицах, чтобы не врезаться в какой-нибудь упертый Мэн. То есть исключительно соответствует главному требованию жанра "stand-up comedy" — требованию непосредственного контакта. Так вот публика с удовольствием играет этот спектакль.

В СВОБОДНОМ ПЛАВАНИИ (FLOATING), Театр "Хойполой" и "Хью Хьюз Продакшнз", Великобритания

Центр им. Мейерхольда (ул. Новослободская, 23): 26 мая — 5 июня

Программа фестиваля на сайте Британского совета

3616
facebook
Нажмите «Нравится»,
чтобы читать Relax.ru в Facebook
 Top