Проспись и пой

Просмотр списком

"Кинотавр" близится к завершению — показана большая часть фильмов, в том числе и "Юрьев день" Кирилла Серебренникова, "Шультес" Бакура Бакурадзе, а в программе "Летняя эйфория" — "Все умрут, а я останусь" Валерии Гай Германики.

Проспись и пой

Жаль, что фильм двадцатитрехлетней Гай Германики не в конкурсе: это радикальное, жестокое зрелище, герои которого — совершенно пустоголовые, несчастные, не умеющие ни дружить, ни любить подростки, могло бы стать вровень с картинами маститых авторов. Недаром в Канне фильм удостоился специального упоминания: председатель жюри программы "Неделя критики" Бруно Дюмон знает толк в таких вещах (ибо сам снимает жестокие, на грани нервного срыва, поэмы).

Просмотр фильма Германики состоялся вчера поздней ночью, и зал был почти полон, несмотря на то, что пришлось идти к Зимнему театру в гору под проливным дождем. Да уж, о девушке со странным псевдонимом наслышаны все: сплетники твердят, что она может заставить своих героев по-настоящему заниматься сексом, что сама ругается матом на площадке и провоцирует своих "жертв" — то бишь актеров. На самом деле метод не новый — его опробовали еще Фассбиндер и Пазолини (про которого говорили, что он заставлял актеров есть фекалии). Ради, так сказать, достоверности. Не знаю, как насчет фекалий, но Германика "заставила" нежнейшую Полину Филоненко, только что сыгравшую в лирическом диапазоне Сонечку Мармеладову, материться прямо в кадре так смачно, что даже видавшие виды критики вздрогнули. Собственно, фильм и кончается матом, который отпускает в адрес опостылевших родителей избитая и изнасилованная одноклассниками, отчаявшаяся, несчастная девочка Катя. Хорошенький финал, ничего не скажешь: вместо смирения, покаяния, христианского всепрощения, которым заканчивается "Юрьев день", — безысходность, ужас, бездуховность и мрак.

Интересно, что уже и на "Кинотавре" появляется все больше и больше фильмов невыносимых, страшных, безысходных — как это принято в Канне, где превыше всего ценится честность, умение посмотреть на мир ясными глазами. Мы же, столь долгое время ханжившие (цензура когда-то зарезала настоящий финал "Маленькой Веры", где оба, Сергей и Вера, погибают, он — от ножа тестя, она — повесившись) и снимавшие всякие лирические драмы о ранимых школьниках, наконец решились сдернуть покров с реальности. Прошлогодний "Груз 200" дал старт такого рода откровениям — и очень сильный старт, надо сказать; если в прошлом году по поводу этого фильма разгорелся нешуточный скандал, то на нынешнем "Кинотавре" почти никого, как это ни странно, не шокирует фильм Германики.

Сегодня вечером покажут еще две знаковые картины — "Пленного" Алексея Учителя и "Девственность" знаменитого документалиста Виталия Манского. Не посмотрев их, прогнозы делать пока что затруднительно — хотя мне лично кажется, что симпатии жюри будут на стороне "Живи и помни", ибо и "Юрьев день" Серебренникова, несмотря на его примиряющий финал, выглядит злой сатирой на родные просторы. Как сказал на премьере режиссер Серебренников: дескать, мы как будто подгадали премьеру ко Дню России. Которая предстает в его фильме искалеченной, страшной, нищей, монструозной и богооставленной.

Впрочем, пока что неясно, что выберет жюри — карты иногда ложатся самым непредсказуемым образом.

Сочи — Москва

6773
facebook
Нажмите «Нравится»,
чтобы читать Relax.ru в Facebook
 Top