"Будущники" из прошлого

Просмотр списком

В Пушкинском музее открылась выставка "Футуризм – радикальная революция. Италия – Россия". Об особенностях экспозиции нашему корреспонденту рассказала куратор проекта Александра Данилова, старший научный сотрудник отдела искусства стран Европы и Америки XIX и ХХ веков Пушкинского музея.

"Будущники" из прошлого

"Одним из крайних формалистических течений в литературе, театре, изобразительном искусстве был футуризм, сначала зародившийся в Италии, а затем распространившийся в других странах", — такими гневными словами начиналась глава "Тщетная погоня за движением" в книжке "Искусство в оковах", изданной Академией художеств СССР в 1962 году. К счастью, с тех пор в оценках многое изменилось...

— Насколько обширна нынешняя экспозиция?

— В Белом зале и на одной стороне колоннады располагаются итальянские вещи, поскольку Италия считается родиной — родоначальницей футуризма. А Россия переняла эстафету, ее искусство размещается на колоннаде и в противоположном конце. Выставка строится как диалог: хотя родиной футуризма является Италия, но Россия в какой-то степени оспаривает пальму первенства, настаивая на своей самобытности и самородности. Не случайно слово "футуризм" в России часто отрицалось и заменялось русскими аналогами.

— Выставка приурочена к какой-то дате?

— Повод — 100-летие издания первого манифеста Филиппо Томмазо Маринетти, опубликованного в феврале 1909 года. Юбилей будет отмечаться во всем мире, все крупнейшие музеи сейчас готовят выставки, посвященные мастерам футуризма, тем или иным аспектам этого движения. Поскольку футуризм — одно из самых разбросанных движений (я имею в виду, что произведения хранятся в огромном количестве музеев), было важно попасть в очень жесткий выставочный график, чтобы собрать представительную экспозицию.

— Кто участвует в выставке?

— Партнерами ГМИИ являются государственные музеи (Русский музей, Третьяковка, городское собрание Милана, Музей современного искусства Рима, Музей современного искусства Тренто и Роверето) и, конечно, частные коллекционеры.

— Наверное, наши собиратели представляют только отечественную версию футуризма?

— Да, российскую. Итальянские вещи — в основном, из итальянских музеев, российские — из российских.

— Отсутствие итальянских футуристических вещей в российских частных собраниях объясняется нашей национальной самодостаточностью?

— Мне кажется, западное искусство вообще не слишком хорошо представлено в российских коллекциях. Может быть, это просто момент нашего незнания. Это такая традиция: гораздо интереснее получать аутентичное представление о том явлении, которое представляется. Нам очень интересно увидеть итальянский футуризм именно глазами итальянцев.

— Одно время было принято корни российского contemporaryartискать именно в европейском искусстве начала ХХ века. Насколько итальянский футуризм оказал влияние на процесс становления российского искусства?

— Одна из задач выставки — заставить зрителя размышлять, что собственно такое была футуристическая революция и каковы ее последствия — насколько она определила современное сознание, стиль, отношение к искусству. Потому что футуризм — это очень существенный пересмотр позиции художника и того тотального понимания искусства, которое есть в современном мире. Футуризм, с одной стороны, способен создавать более или менее классические произведения: картины в рамах, скульптуры из бронзы. Вместе с тем, он предлагает огромное количество чисто жестовых явлений, манифестаций — того, что прежде никогда не называлось искусством.

2129
facebook
Нажмите «Нравится»,
чтобы читать Relax.ru в Facebook
 Top