Гении тоже ссорятся

Просмотр списком

Московский кинофорум, следуя модным тенденциям мировой фестивальной моды, включил в конкурсную программу "Перспективы" несколько документальных картин, которые претендуют на призы фестиваля наравне с игровыми картинами. Первой из них стала работа кинодраматурга и режиссера-дебютанта Игоря Майбороды "Рерберг и Тарковский. Обратная сторона Сталкера."

Гении тоже ссорятся

Фигура оператора Георгия Рерберга давно уже стала культовой в среде кинематографистов. Большинство снятых им картин вошли в золотой фонд русского кино. "Первый учитель", "Дворянское гнездо", "Зеркало", "Мелодии белой ночи" - эти картины отличает почти идеальное соответствие визуального ряда режиссерскому замыслу.

Будучи продолжателем старой интеллигентной династии, из которой вышли художники, музыканты, архитекторы, — Георгий Рерберг, оператор-легенда, подолгу ставил каждый кадр, доводя его до совершенства, и просто не умел работать иначе.

Гении тоже ссорятся
Во время одного из мастер-классов Рерберг рассказывал, как протекали съемки фильма "Зеркало". Показывая самый знаменитый эпизод картины - где юный герой стоит, повернувшись к зрителю в три четверти, а за его спиной разворачивается брейгелевская панорама зимней горки — Рерберг вспоминал, что никак не могу понять, что же не так в этом кадре. И лишь потом догадался, что ему режет глаз слегка торчащее ухо актера. Оператор прижал ухо мальчика скотчем и настоял на повторном дубле. Это лишь эпизод, иллюстрирующий перфекционистский подход Рерберга к работе. На фоне него история съемок фильма "Сталкер" выглядит более чем странно.

Первый период работы над "Сталкером" закончился страшным конфликтом оператора с режиссером Андреем Тарковским. Рерберг был отстранен от работы и обвинен в съемке бракованного материала. Отснятые тысячи метров пленки были привезены в Москву из Эстонии Тарковским, просмотрены и объявлены "операторским браком". Сюжет этот окутан мифами и легендами, потому что никто и никогда не видел этого якобы испорченного Рербергом куска "Сталкера" (Тарковский полностью переснял фильм с оператором Княжинским). Даже на пресс-конференции, посвященной премьере фильма Игоря Майбороды, присутствовавшие на ней участники тех давних событий обвиняли друг друга в искажении фактов и во лжи. Конфликт с Тарковским стал сильнейшим психологическим ударом для Георгия Рерберга и поставил под сомнение его репутацию и профессионализм.

Автор "Обратной стороны „Сталкера“ взял на себя сложную задачу свести воедино все существующие противоречивые версии создания этого шедевра. В картине собраны уникальные материалы со сьемочной площадки, интервью с людьми, принимавшими участие в работе над картиной. По версии создателей фильма, причиной конфликта режиссера и оператора стали не только творческие разногласия.

Гении тоже ссорятся

В историю оказалась вовлечена жена Андрея Тарковского, которая очень хотела исполнить главную роль в фильме и, не получив ее, обвинила в этом оператора, который активно вмешивался в вопросы, формально выходящие за пределы его компетенции.

Особый интерес вызывают откровения самого Георгия Рерберга, который более 20 лет категорически отказывался высказываться на болезненную для него тему. Тарковский же, напротив, не сдерживался в выражении своих эмоций, и многие из них попали в картину, что придает ей скандальный оттенок.

Противостояние талантливых людей всегда вызывает повышенный интерес публики. Если же речь идет о столкновении личностей, в отношении которых нередко упоминается эпитет „гениальный“, этот интерес становится чрезмерным. А задачей режиссера, рассказывающего историю конфликта двух больших художников, становится попытка удержать равноудаленное отношение к ним обоим. Но симпатии автора документальной картины Игоря Майбороды на стороне его кумира Георгия Рерберга, и это несколько умаляет заслуги режиссера-дебютанта. Но объем и качество собранного им материала настолько уникальны, а накал страстей вокруг создания одного из главных шедевров мирового кинематографа так высок, что эта картина стала настоящим хитом фестиваля и собирает полные залы зрителей, далеких от тонкостей кинопроизводства.

"Рерберг и Тарковский. Обратная строна "Сталкера". Режиссер Игорь Майборода. Россия, 2008. В рамках ММКФ.

6075
facebook
Нажмите «Нравится»,
чтобы читать Relax.ru в Facebook
 Top