"Девушка в футболке" гостит в Царицыно

Просмотр списком

Сразу две выставки, приуроченные к 110-летию Государственного Русского музея, приехали из Петербурга в Москву.

"Девушка в футболке" гостит в Царицыно

Экспозиции такого калибра в центре столицы способен принять и без того расписанный на многие месяцы вперед Манеж, а Третьяковка и Пушкинский музей заняты реализацией собственных выставочных программ. Причем последний, в результате перераспределения своих сокровищ на территории создаваемого вокруг главного здания ГМИИ музейного городка, сократил пространство для временных выставок. В итоге, дополняющие друг друга выставки "ХХ век в Русском музее" и "Время собирать..." разместились в Большом дворце Государственного музея-заповедника "Царицыно".

Город, что называется, вернул в строй сотни пригодных для проведения выставок квадратных метров, но сделал это примерно тем же способом, каким "сохранил для потомков" выстроенное заново здание гостиницы "Москва". Вот и царицынские "старинные" фонари напоминают, в первую очередь, о незавидной судьбе Манежной площади или Арбата. Главный вопрос: какой в итоге окажется выставочная политика музея, будет ли она осуществляться в полной гармонии со вкусами городского начальства или в Царицыно все-таки удастся сформировать собственный стиль работы.

Впрочем, это всего лишь побочный сюжет. Главное же в Царицыно — возможность знакомства с первоклассными выставками. Казалось бы, Москва избалована гастрольными показами, один только многолетний проект "Золотая карта России" в Инженерном корпусе Третьяковки позволил увидеть десятки музейных собраний из других городов. Однако приезд топовых произведений Русского музея, многие из которых специально для этого были сняты из его постоянной экспозиции, то есть и впрямь составляют "золотой запас", — событие уникальное.

В Царицыно удалось устроить персональные мини-выставки Павла Филонова, Кузьмы Петрова-Водкина и Казимира Малевича, привезти картины Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой, живопись Михаила Врубеля, Валентина Серова и Льва Бакста. До Москвы добрались "Ида Рубинштейн" (1910) Валентина Серова, "Прогулка" (1917) Марка Шагала, "Девушка в футболке" (1932) и "Военизированный комсомол" (1932-1933) Александра Самохвалова, "Оборона Севастополя" (1942) Александра Дейнеки, "Влюбленные" (1959) Гелия Коржева...

Обстоятельства жизни нашей страны в разные десятилетия ХХ века приводили к исходу художников, вынужденных покидать родину, на время или навсегда перебираясь в Европу или Америку. В результате обширный пласт искусства, генетически связанного с Россией, сегодня хранится исключительно в зарубежных коллекциях. Покинувшие родину авторы выиграли дважды: во-первых, получили возможность работать вне эстетики насаждавшегося соцреализма, во-вторых, вписались в западный контекст и арт-рынок. Выставка-сателлит "Время собирать..." знакомит с российским искусством в зарубежных частных коллекциях, предоставляя возможность увидеть неизвестные на родине вещи Давида Бурлюка, позднюю живопись Бориса Григорьева и Филиппа Малявина или, например, "Богоматерь с младенцем" Кузьмы Петрова-Водкина.

Государственный музей-заповедник "Царицыно": "ХХ век в Русском музее", "Время собирать..."

4305
facebook
Нажмите «Нравится»,
чтобы читать Relax.ru в Facebook
 Top