Полетали и хватит

Женсовет tata ммкф 27.06.2008 14:32
Просмотр списком

ММКФ близок к завершению – сегодня вечером жюри под предводительством актрисы Лив Ульман объявит победителей во всех основных номинациях: лучший актер, лучший режиссер, лучший фильм.

Полетали и хватит

Хотя выбирать, собственно, почти не из кого и не из чего: из всего конкурса можно выделить разве что два-три фильма. Не больше. Да и те показаны в самом конце фестиваля, когда публика и журналисты уже окончательно разочаровались в программе.

Все три русских фильма конкурсной программы – и "Однажды в провинции" Кати Шагаловой, и "Сад" Сергея Овчарова, и "Райские птицы" Романа Балаяна (последняя, правда, формально представляла Украину, зато снята на чистейшем русском) – не отличались никакими откровениями. Притом что именно от Балаяна, как, собственно, и от Овчарова, ждали чего-то необыкновенного: учитывая, что "Сад" поставлен по незабвенной чеховской пьесе (видимо, чтобы слегка дезориентировать зрителя, автор убрал прилагательное "вишневый"), а "Райские птицы" по роману писателя-диссидента Дмитрия Савицкого, ныне проживающего в Париже. Однако первоисточники совершенно не спасли положения: как пишут раздраженные театральные критики, "Сад" - наихудшая постановка знаменитой чеховской пьесы, а свободно парящие в воздухе герои Балаяна могут разве что рассмешить. Хотя маэстро, автор "Полетов во сне и наяву", явно рассчитывал на другой эффект. Слава богу, что в стародавних "Полетах", замечательной картине, Янковский (который играет и в "Птицах") так и не взлетел, позволив себе такое излишество лишь во сне – иначе бы мы не имели в своем активе этого шедевра.

Напуганные летающим Янковским зрители уже было напряглись, увидев, что героиня иранской картины "Проще простого" стоит на крыше, вглядываясь куда-то вдаль. Но обошлось, никто никуда не полетел (разве что в мыслях); и, пользуясь левитационной терминологией, можно сказать, что эта самая окрыленная картина фестиваля. Один день из жизни иранской домохозяйки, обладательницы двух чудесных детей и прекрасного мужа, которая тем не менее мучается комплексом нереализованности, потихоньку пишет стихи, потихоньку страдает от того, что она всего лишь "кухарка" и существо "второстепенное"... А все это вместе складывается в необычайно тонкий, по-ирански изящный узор. Послание, где за обыденностью – мытьем посуды, готовкой, заботами о детях — проглядывает необычный мир необычного человека. Будет странно, если жюри под предводительством Лив Ульман, знающей толк в такого рода кинематографе, пропустит эту картину.

Похожими достоинствами наделен и итальянский фильм "Дни и облака" – о семейной паре, потерявшей работу и общественный статус и отчаянно борющейся с обстоятельствами. Не обладая иранской возвышенностью, это все же очень культурная, честная, прекрасно сделанная картина.

Забавный фильм представила Албания – не слишком известная территория на кинематографической карте мира: о цыгане, назвавшем своего сына Мао Цзэдуном. Учитывая, что действие фильма (который так и называется "Мао Цзэдун") происходит в социалистической Албании, где правят лицемерные партократы, бедняге, вначале ловко дурящем правящий класс, в финале придется туго. Как это ни печально прозвучит, кроме этих трех произведений (причем "Мао Цзэдун" — всего лишь кунштюк, растянутый анекдот с саркастическим запалом), на тридцатом ММКФ ничего достойного внимания не было.

Многие, правда, возлагают-таки надежды на Катю Шагалову, с ее длинной, нелепой, разваливающейся прямо на глазах картиной об абсурде существования в русской провинции, где все пьют, дерутся, совокупляются где попало и оскорбляют друг друга, тем не менее, я бы поостереглась называть ее фильм "ответом" балабановскому "Грузу 200". Не следует все-таки путать божий дар с яичницей, даже если у этого блюда есть все полагающиеся ингредиенты: грязь, ужас, мрак, пьянки-гулянки, побои и безысходность. Посмотрим, однако, насколько многоуважаемое жюри знает толк в такого рода угощениях – осталось совсем недолго.

На фоне откровенно слабого основного конкурса очень прилично смотрелась программа альтернативного конкурса "Перспективы". В рамках него показали и очень симпатичный испанский фильм "Под снегом" — о любви и дружбе в тяжелых производственных условиях. Сюда же попал фестивальный хит "Рерберг и Тарковский. Обратная сторона „Сталкера“ — о непроясненном конфликте двух гениев русского кино. Фильм британки Джоанны Хогг "Чужая", исследующий кризис среднего возраста у женщин, на протяжении всего фестиваля собирал полные залы и теперь претендует на главный приз конкурса. Не сильно уступает и датская работа "Один день" — снятая одним кадром в манере "догмы" картина о конфликте матери и дочери. Порадовали зрителей и азиатские номинанты "Перспектив". "Парк Шанхай" китайского режиссера Кай Кевина Хуана затрагивает тему, знакомую всем пользователям сайта "одноклассники.ru", - бывшие однокашники встречаются спустя много лет, и им кажется, что они до сих пор любят друг друга. Другая китайская картина"Что я сделал не так" представляет собой забавный экзерсис на тему "кино в кино". Любая из перечисленных выше работ вполне может претендовать на фестивальную награду. Другое дело, что в "Перспективах" номинация только одна — лучший фильм. А все прочие призы уйдут далеким от совершенства картинам основного конкурса.

6972
facebook
Нажмите «Нравится»,
чтобы читать Relax.ru в Facebook
 Top