Алла Демидова: я всегда была аутсайдером

Женсовет tata ппп 30.06.2008 17:16
Просмотр списком

Алла Демидова – актриса Театра на Таганке, народная артистка России, в каком-то смысле человек-легенда. Ибо ее персональная судьба как бы пронизана самим Временем: Демидова начинала в 60-е, а играет – причем у самых лучших мировых знаменитостей (по преимуществу театральных) — до сих пор. Считая себя тем не менее "человеком с обочины", актрисой, что никогда не вписывалась в общее настроение эпохи. Мы встретились в Аллой Сергеевной в Сочи, на фестивале "Кинотавр", на балконе ее гостиничного номера. С 14-го этажа открывался чудесный вид на море, что, как ни странно, нисколько не повлияло на разговор, весьма серьезный, без "курортных" баек и анекдотов.

Алла Демидова: я всегда была аутсайдером

— Алла Сергеевна, это, конечно, худший комплимент для актрисы: мол, я обожаю вас с детства. Но ничего не поделаешь: я действительно почти с самого детства пристально за вами слежу. И всегда удивлялась, как вам удается вдохнуть в роль столько эмоций при том, что вы актриса интеллектуального склада?
— Вы знаете, я столько уже об этом говорила и писала, что мне трудно будет сформулировать ответ кратко... В эссе Розанова об актерской игре есть такой момент: восхищенный игрой одной актрисы, он пришел к ней за кулисы выразить восторг. И ничего не увидел, кроме... пустоты.

— То есть?
— Нет, эта пустота замечательная, в ней ничего плохого нет. Вот чем ты ее заполнишь — другой вопрос. Самое простое заполнить ее так: "Я" в предлагаемых обстоятельствах. Хотя все уже давно научились этому нехитрому искусству — наполнять своими сиюминутными чувствами, обыденными такими, знаете... И ничего, сходит.

— А надо бы?
— А надо бы заполнять, как сосуд, медленно, постепенно: душой, характером, предысторией... Работать, чтобы фантом обрел плоть и кровь.

— Вам, наверное, это уже много раз говорили, но все же повторюсь: никто не ожидал от вас, серьезной актрисы, такого фокуса, как роль в "Настройщике" у Киры Муратовой, где вы, как говорит молодежь, "отвязались по полной"... Выражаясь культурно, блестяще сыграли гротеск.
— Вы знаете, я ни в коем случае не сравниваю, но скажу вам, что не было бы у Смоктуновского князя Мышкина в БДТ у Товстоногова, не было бы потом и "Берегись автомобиля". Так и у меня — "разминка" была давно, в роли Раневской в "Вишневом саде" у Эфроса, после чего роль забавной дамы "из бывших" в "Настройщике" пошла как по маслу.

— Насчет взаимоотношений театра и кино... Не знаю, можно ли говорить такое при вас, которая служила театру столь долгие годы. Одна моя подружка, режиссер по профессии и человек весьма остроумный, как-то сказала: "Да ну, театр, три часа — общий план". Мне так тоже долго казалось. Пока не увидела Валери Древиль в "Медее" Анатолия Васильева.
— Вы правы: в театре действительно есть два пути — реалистический, объемный и подробный, с одной стороны, и авангардный, тот, что вы у Васильева увидели. Но, вы знаете, мне, как ни странно, и тот, и этот надоели. Реализм мне всегда как-то так был малоинтересен, потом подалась в авангард, с Любимовым и Эфросом работала. Но потом и это тоже стало утомлять. А Валери Древиль, которой вы так восхищаетесь, идет по моим стопам — собственно, так работать я начинала. Ходить в неизведанное.

— Неужели ничего сейчас вам не интересно?
— Ну, было бы интересно, откликнулась бы, наверное... Как у меня было с гениальным дирижером Колобовым, с которым мы сделали "Поэму без героя" Ахматовой. Или "Пиковую даму"... Но он, как вы знаете, умер уже... У меня вообще в жизни так — или я опаздываю с чем-то, или стоит что-то начать, как оно и кончается — из-за смерти ли чьей-то, либо по каким-то иным причинам.


-А мне как раз кажется — при вашем-то складе, интеллекте и прочем, — что вы сложились как актриса. Могли ведь вообще не заметить, не позвать, не пригласить.
— Это как посмотреть: мне-то как раз кажется, что я недовоплотилась. И что сейчас мне играть? После того что я делала со знаменитыми режиссерами в театре — играла Федру, Электру, Медею, — играть в сериалах? (Смеется.)
Собственно, я всегда была аутсайдером, человеком со стороны. Я и в зрительном зале всегда сижу сбоку, подсознательно, наверное, понимая, что я и есть аутсайдер.


— Вам, очевидно, мешает хороший вкус. Который, в частности, проявляется в вашей манере одеваться (Демидова — одна из самых элегантных женщин России, да и не только России — от автора).
— Да уж, быть элегантной мне всегда хотелось — даже когда вообще ничего не было. Приходилось покупать на гастролях, в ГДР или в Болгарии, не бог весть, но все же хоть что-то там было. Потом меня начал одевать Зайцев, потом я перешла к Соне Рикель...


— И, как Катрин Денев, которая одевалась только у Ив Сен-Лорана, храните верность исключительно Рикель?
— Нет, я разные вещи ношу.

— Одеваться у одного модельера — скучновато?
— Да, иногда хочется чего-то другого — сам ходишь по магазинам, лавчонкам и что-то себе подбираешь. Что касается стиля Денев, она правильно все делает: нужно либо классически одеваться, либо артистично. Все остальное, то, что между, - провинциально.

7037
facebook
Нажмите «Нравится»,
чтобы читать Relax.ru в Facebook
 Top