Жизнь в зеркале Исторический музей празднует чужой юбилей

Женсовет tata ппп 01.07.2008 13:58
Просмотр списком

Одной из выставок, приуроченных к 125-летию Государственного Исторического музея, стала июньская экспозиция "Княгиня Мария Тенишева в зеркале Серебряного века" — многонедельный выставочный проект к полуторавековому юбилею Марии Клавдиевны Тенишевой (1858–1928), знакового персонажа художественного процесса рубежа XIX и ХХ столетий.

Жизнь в зеркале Исторический музей празднует чужой юбилей

Художник, собиратель, педагог — все ее ипостаси нашли отражение в кураторском проекте искусствоведа Ольги Струговой. Для создания экспозиции понадобилось два года работы и произведения из фондов двух десятков столичных и региональных музеев, а также помощь коллекционеров из России и Франции. Результат — чрезвычайно добросовестная выставка, где нет ни одного случайного экспоната, причем большинство из них, как ни странно, экспонируются впервые.
В послужном списке Тенишевой числятся созданные при ее деятельном участии художественная студия в Петербурге,

Жизнь в зеркале
рисовальная школа и Музей русской старины в Смоленске, ремесленное училище в окрестностях Брянска, а также знаменитые художественно-промышленные мастерские в имении Талашкино. Кроме того, к числу самых очевидных заслуг княгини относится финансирование ею журнала "Мир искусства" и даже некоторое идейное руководство им — не случайно имя Марии Тенишевой встречается в мемуарах многих мастеров Серебряного века, начиная с Александра Бенуа. Нынешнюю выставку украшают два живописных панно с видами побережья Ледовитого океана и тундры. Они были выполнены Константином Коровиным для павильона России на Всемирной выставке 1900 года в Париже. Коровина привлекли к работе по рекомендации Тенишевой, когда ее муж взялся за подготовку экспозиции. "Князь Вячеслав Николаевич был назначен русским правительством комиссаром Русского отдела, и это не только обязывало его изыскивать лучшие способы, каким образом представить нашу родину на „суд народов“, но это направляло и художественное рвение княгини в ту же сторону", — писал Бенуа.

"Не могу не выразить Вам того подавляющего впечатления, которое произвели на меня художественные учреждения Ваши. Только на почве таких центров с их чистою художественною атмосферою, с изучением исконно народного творчества, с примерами отборных образцов художества может расти истинно национальное наше искусство и занимать почетное место на

Жизнь в зеркале

Западе. От всего сердца позвольте сказать Вам — слава, слава!" — восклицал другой художник, Николай Рерих, в письме, адресованном Тенишевой в 1903 году. Княгиня-коллекционер, так же как княгиня-художник, отмечена в экспозиции: в витринах расположились чернильницы конца XVIII столетия, замочки для ларцов, а также экзотический пояс мясника, изготовленный в России из меди в 1839 году и другие диковины. Самой Тенишевой принадлежат расписная дуга из конской упряжки, выполненная в талашкинских художественных мастерских, подсвечники с изображениями на сюжеты пушкинской "Сказки о мертвой царевне и семи богатырях". В художественном разделе экспозиции демонстрируются подготовительные эскизы к панно Михаила Врубеля, несколько произведений Дмитрия Стеллецкого, "Река Нил в Каире" кисти Альберта Бенуа, работы Михаила Нестерова и Николая Рериха, эскизы Сергея Малютина, выполненные в Талашкино для Русской частной оперы Мамонтова... А в центре зала — живописный портрет Марии Клавдиевны, написанный Яном Ционглинским во время его пребывания в имении Талашкино в 1896 году. Княгиня изображена у мольберта с палитрой и кистями в руках. Судя по чуть тронутому холсту в глубине ее мастерской, она только что взялась за работу — и отступать явно не собирается.

Государственный Исторический музей: "Княгиня Мария Тенишева в зеркале Серебряного века". До 15 сентября

5995
facebook
Нажмите «Нравится»,
чтобы читать Relax.ru в Facebook
 Top