Что нас не убивает, то делает сильней

Просмотр списком

В прокат вышел "Банзай, режиссер!" Такеши Китано, картина, которую сам автор окрестил "кинематографическим кубизмом".

Что нас не убивает, то делает сильней

Выход в прокат своего нового фильма "Банзай, режиссер!" Такеши Китано предварил программным заявлением о том, что он начинает поиск новых форм кинореальности. "В кинематографе нет эквивалента кубизма или фовизма, совершивших радикальную революцию в истории живописи. Моя новая картина — это попытка создать "кинематографический кубизм", где я играю разными жанрами кино в пределах одного фильма".

Даже прокатчики не берутся до конца определить жанр, к которому принадлежит эта картина: эпический треш-фарс, комедийный фильм или концептуальный хеппенинг.

Сначала зритель становится непрошенным свидетелем внутреннего кризиса некого режиссера (Китано), который пытается найти новые стимулы для творческого роста. Калейдоскоп комедийных сцен демонстрирует его тщетные попытки снять классический боевик про японскую мафию, который от него ждут и зрители, и продюсеры. Неудача подталкивает его к резкому повороту в сторону авторского, созерцательно-медлительного кинематографа. После нового провала он уже не останавливается и берется по очереди за все киношные жанры: мелодрама, фильм ужасов, сказка, научная фантастика...

Для зрителей, хорошо знакомых с творчеством Такеши Китано, эта картина выглядит как пародийный самоцитатник автора. Как правило, в своих фильмах, не похожих один на другой, Такеши Китано демонстрировал умение рассказывать самые разные истории, добиваясь при этом одинаково пристального зрительского внимания и сопереживания персонажам своих картин. И неважно, идет речь о жестоких гангстерах ("Сонатина"), разлученных влюбленных ("Куклы") или маленьком мальчике, познающем мир ("Кикуджиро").

В новой картине режиссер щедро вознаграждает зрителя за доверие и ожидание, препарируя свое собственное отношение к жизни и профессии. При этом в ход идет не только его, Такеши Китано, индивидуальное творчество, но и весь пласт современной поп-культуры, превратившей кинематограф в бесконечный контекстуальный калейдскоп.

Муки творчества и одиночество художника уже не раз становились темами для пристального киноисследования. Феллини в "8 1/2" сумел превратить личный кризис в один из лучших фильмов в истории кино. Вуди Аллен вообще создал разновидность кинематографа, построенную на публичной демонстрации и высмеивании собственных комплексов. В списке великих режиссеров, искавших вдохновение в кризисных ситуациях, - Триер, Трюффо, Тарковский... И еще десяток менее известных авторов, с разной степенью успешности старавшихся избавиться от внутренних проблем с помощью экранной реальности.

Такеши Китано доводит достижения предшественников до абсурда, смешивая в экзотическом коктейле не только все существующие жанры кинематографа, но и собственные воспоминания, детские страхи и комплексы человека, уже всем все доказавшего и не боящегося показаться смешным и нелепым. Так что "Банзай, режиссер!" - дерзай и никого не бойся.

7400
facebook
Нажмите «Нравится»,
чтобы читать Relax.ru в Facebook
 Top