Молодое искусство: эротическое и критическое

Просмотр списком

Выставочные площадки Москвы оккупировала I Международная биеннале молодого искусства "Стой! Кто идет?".

Молодое искусство: эротическое и критическое

Современное искусство перестает быть загадочным нечто, доступным лишь могучей кучке очкастых интеллектуалов. Весенняя ярмарка "АРТ Москва", на которой современное искусство не только экспонируется, но и продается, собирала полные залы заинтересованных зрителей и побила все мировые рекорды продаж и посещаемости. Имена звезд арт-сцены - Мэтью Барни, Эрвина Вурма, Бэнкси или Дэмиена Херста - в наше время без ошибок произносит даже Ксюша Собчак.

В России, стремящейся компенсировать отставание во всех сферах жизни, решили окончательно легализовать формы творчества, которые полвека назад иначе как "дегенеративными" и не назывались. Теперь уже само государство, наравне с самыми продвинутыми частными галереями, участвует в открывшейся I Московской международной биеннале молодого искусства "Стой! Кто идет?". Масштабы мероприятия впечатляют — десятки выставок, разбросанных по всему городу, сотни имен участников, зарубежные гости...

Основной и самой насыщенной площадкой биеннале стал центр современного искусства "Винзавод".В рамках проекта "Яблоки падают одновременно в разных садах", разбитого кураторами на две части — современную и ретроспективную, именитые художники выбрали себе работы тех молодых авторов, которые показались им наиболее перспективными, и выставили их вместе со своими собственными ранними произведениями. Нестандартный ход куратора Анны Зайцевой позволяет оценить не только "связь времен и поколений", но и понять, насколько видоизменилось актуальное искусство за прошедшие десятилетия.

"Яблоки" включают в себя 11 независимых выставок, среди котрых можно выделить экспозицию, подобранную классиком концептуализма Юрием Альбертом. Он - единственный, кто отказался от идеи сотрудничества с молодыми участниками биеннале и сконцентрировался на периоде 70-80-х годов прошлого столетия. И этот взгляд, обращенный в прошлое, позволяет рассмотреть в совершенно неожиданном ракурсе работы нынешних начинающих авторов, подчеркивая и оттеняя их сильные и слабые стороны. Ранние работы сверстников Альберта, получивших уже статус классиков современного авангарда, лишний раз подтверждают тезис о том, что возраст автора в искусстве не имеет решающего значения. При наличии четко сформулированного авторского высказывания и остроумно подобранного способа самовыражения произведение искусства легко преодолевает путешествие во времени и даже спустя десятилетия воспринимается как актуальное. И неважно, сколько лет было художнику, когда он решился на свой первый арт-жест.

Если Юрий Альберт запускает машину времени против часовой стрелки, то прочие известные художники, выступая в роли кураторов, используют историческую перспективу иначе, пытаясь разглядеть контуры будущего.

Елена Елагина и Игорь Макаревич отобрали к участию в проекте авторов, чье творчество созвучно их собственному.

Молодое искусство: эротическое, критическое и неполиткорректное
Созданный под их руководством проект Хаима Сокола "Котлован" вызывает, в первую очередь, ассоциации с одноименным романом Платонова, но выходит далеко за рамки сюжета литературного произведения. Вмонтированные в пол цинковые ведра и ванны, населенные многочисленными персонажами, воссоздают знакомую многим советскую реальность, но представляют ее таким образом, что зрители воспринимают ее не как мир знаменитого писателя, а как пространство, в котором они еще недавно жили сами. Предупреждение об опасности глобальных утопий, где человеку отводится роль бросового инструмента, лишенного права на индивидуальную судьбу, является главным посылом этой привлекательной и оригинальной работы.

Анатолий Осмоловский выбрал троих из студентов, посещавших его лекции на "Фабрике". Он хотел представить "странное" искусство, не вписывающееся в известные рамки, но аналогии с его собственным творчеством прослеживаются у всех участников экспозиции. Молодой художник Алексей Панькин создал серию скульптур "Корыта", где обратился к тем древним временам, когда только начинали создаваться формы, выражавшие мысли и верования людей. Дубовые колоды с выдолбленными отверстиями: в одном случае - в форме европейского герба, в другом — в форме китайской гексаграммы. Мысль ясна: все мы пьем одну и ту же воду, но из разных сосудов. Алиса Йоффе вышивает красным по белой ткани узор, оформляющий страницы паспорта. Узор когда-то был равен удостоверению личности, по вышивке на платье можно было узнать о положении человека.А паспорт в бюрократическом мире несет функцию оберега, как когда-то узор, отпугивает злых духов. Бумажная скульптура Анны Паркиной — маленькая сцена с декорациями — вызывает в памяти рождественский вертеп. Но внутри нет ни младенца Иисуса, ни волхвов — мизансцена создана из современных материалов и больше напоминает компьютерную игру.

Молодое искусство: эротическое, критическое и неполиткорректное

Возмутитель спокойствия Авдей Тер-Оганьян заявил в качестве темы своей экспозиции "Новое эротическое искусство". Его протеже, художник Иварс Гравлейс, применяет общедоступные спецэффекты фотошопа для революции в жанре порнофото. УПетры Пятилеты черный прямоугольник экрана превращается в космос, наполненный планетами, на которых бурлит половая жизнь разных форм и видов. Смелая девушка Инна Левинсон создает фанерную модель вагины, к которой "присасывается" труба пылесоса. Каждый может интерпретировать эту ироничную инсталляцию, как говорится, "в меру своей испорченности".

Проект Александра Меламида разворачивается в пространстве радиоэфира. В свое время, около 1993 года, он организовал нелегальную радиостанцию "Байонн", вещавшую на 15-20 кварталов вокруг его мастерской в Нью-Джерси. В прямом эфире он описывал произведения, которые ему присылали художники из окрестных мастерских, и радиослушателям предлагалось именно по описанию на слух, не имея перед глазами картинки, выбрать лучшую, по их мнению, работу. Этот соц-арт проект устроители биеннале решили повторить на одной из московских радиостанций, используя для описания те работы, которые создали молодые художники.

Цитата из Гете, воспроизведенная в названии выставки, точно передает все многообразие творческих форм, представленных на биеннале, и позволяет самому зрителю составить представление о системе координат, существующей в мире контемпори-арт. Судить о том, насколько зрелыми уродились плоды, все поклонники актуального искусства могут до конца июля. Работы участников биеннале представлены не только на "Винзаводе", но и на других площадках Москвы.

I Московская международная биеннале молодого искусства "Стой! Кто идет?": до 31 июля

4722
facebook
Нажмите «Нравится»,
чтобы читать Relax.ru в Facebook
 Top